Студопедия — Телесная близость оранжевого
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Телесная близость оранжевого






 

Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла как объединяющего в себе солнечное сияние желтого и жизненную силу красного цвета. Символически этим цветом в Древней Индии обозначали «эротическую настроенность обоих полов». Авторы книг о семантике цвета на Западе[cdxxxiv] также считают, что оранжевый может содержать в себе сексуальное значение. Так, по их данным, этот цвет доминирует в живописи подростков с развитым либидо.

Купер и Мэтьюз полагают, что в силу основной ассоциации оранжевого цвета с пряностями и пикантностью этот цвет используется в одежде также весьма умеренно. Ибо, как и пряности, так и он, — используемый в небольших количествах, — напоминает радость, веселье и яркое солнце, Однако его избыток покажется нахальным и наглым. А это, как они пишут, уже выглядит вульгарным и дешевым [cdxxxv]. Впрочем, как и излишнее проявление либидо.

Однако это касается исключительно западной культуры, которая, по-видимому, принципиально не любит оранжевый цвет[cdxxxvi]. Хотя и на Западе не все придерживаются этого мнения. Так, активно творивший жизнь более 80 лет Иоганн Вольфганг Гете в §773 «Хроматики» отмечал, что оранжевый цвет приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в одежде. На Востоке же, действительно, любящем пряности, оранжевые одеяния встречаются много чаще вплоть до настоящего времени[cdxxxvii].

В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одеяния служителей культа или монахов (в основном в Тибете, Монголии, Индокитае) символизируют отказ от всего, отсутствие желаний, отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций также обоих полов. Тантрическое же учение усматривает в оранжевом энергетическом центре способность вознесения к чистому искусству (сублимация?). Здесь же появляется и возможность освобождения от таких пороков, как страсть, похоть, жадность, ревность и т. д.[cdxxxviii]

Экстрасенсы находят в ауре ярко-оранжевых оттенков различные черты. С одной стороны, оранжевый — как цвет солнца и жизненной силы — связан с аурой, указывающей на жизнесопособность и самообладание. В этом же ряду значений находится вдумчивое, внимательное отношение к другим. Приобретение аурой желтоватого оттенка соответствует некоторой застенчивости[cdxxxix]. Возможно, это имел ввиду Поль Гоген, когда придавал «желто-оранжевое покрывало непорочности»[cdxl].

С другой стороны, в человеке, имеющем ауру оранжевого цвета отмечаются гордость и честолюбие [cdxli]. Любопытно, что почти такими же значениями наделяет блестящий оранжевый народная мудрость: “Рыжий да красный — человек опасный”. Кандинский почему-то также отметил “особую неустойчивость и неравновесность” оранжевых оттенков[cdxlii]. Каббала же придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца.

По данным Эдгара Кейса в раннем христианстве оранжевый цвет означал славу, добродетель и плоды земли. В православии, согласно существующей символике цвета богослужебных облачений, оранжевые цвета употребляются обычно в значении желтого и / или красного цветов и наряду с желтым (золотым) цветом олицетворяют славу, величие и достоинство. Присвоены воскресеньям как дням Господа — Царя Славы.

Около 500 лет тому назад в Европе снова возникли платоновские идеи «утопического социализма» (Томас Мор, Кампанелла и др.), но уже как оппозиция цинично-синему бизнесу протестантов, забывших о равенстве людей, обладающих животом (бессознанием). Поэтому оранжевый цвет можно соотнести и с архетипом утопического социализма, который на витке второго тысячелетия воспроизводил новые оттенки практически тех же цветов, что и в первом тысячелетии до нашей эры были у буддистов.

Вообще же, этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, радостью и пламенем. Почему с пламенем и т. п. — понятно[cdxliii]. Но кто-нибудь может объяснить, почему с роскошью? Откуда могла взяться эта странная ассоциация? Мог ли быть апельсин роскошью, скажем, для мандарина? Или ассоциации наши порождены северянами, для которых оранжевый цвет — в самом деле роскошь и пряность?

Во времена французской Реставрации слово «оранж» в арго обозначало вообще женский пол, подобно тому как сегодня мы говорим «розовый»[cdxliv]. В современной Франции до сих пор существует обычай украшать волосы невесты венком из оранжевых цветов «в надежде на плодовитость», вероятно, по аналогии с тем, что цитрусовые считаются самыми плодовитыми деревьями.

В природе оранжевый цвет встречается менее часто по сравнению с остальными спектральными цветами. Именно это объективное свойство оранжевого цвета используется в окраске и / или маркировке тех объектов, которые, по возможности, придется быстро и эффективно разыскивать. Показательно, что оранжевые отенки (коричневый, рыжий, бежевый, бурый) оказались характерными только для прозы. Как констатирует В. А. Москович, в базе данных анализируемой им поэтической речи ни разу не встретились эти цветообозначения [cdxlv].

Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства. Увеличивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым[cdxlvi].

Оранжевый цвет может возбудить и вдохновить человека, помогает ему выйти из состояния депрессии и апатии. Его предпочитают люди общительные, веселые и плохо переносящие невнимание к своей особе. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность при условии периодического отдыха. При длительном восприятии оранжевого может возникнуть утомление и даже головокружение. Легкое ускорение кровообращения практически не сказывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание[cdxlvii].

В функциональной психологии красновато-оранжевый цвет в качестве предпочтительного означает стремление человека к переживаниям, стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений. Оранжевый — это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими. Влечение к стихийным действиям. Тяготение к неосознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям. При этом энергия красного теряет свою целевую направленность и становится неким состоянием возбуждения[cdxlviii].

По данным А. Черновой[cdxlix], в гардеробе Елизаветы, на портретах и в описаниях ее платьев часто встречается так называемый “персиковый цвет”, то есть нежный розово-оранжеватый. Он означал мечтательность, простодушную любовь и утрату. А на сцене — потерю храбрости и богатства. Он вызывал смех зрителей, так как считался цветом комических волокит, юбочников. Так, когда принц Гарри юмористически отчитывает своего придворного гуляку Пойнса за распутство, он говорит, что у того в гардеробе водятся чулки персикового цвета.

Вспомним, что абрикосово-оранжевые цвета шляпок, шарфов, галстуков и т. п. были в моде у нас не только перед Первой мировой войной, но и снова возникли в эпоху НЭПа, когда сладострастие затмевало собой всю суть мироздания. И здесь же можно отметить безудержную веселость оранжевого цвета в праздник Халлуин на Западе[cdl].

Историческиоранжевый цвет связан и с политической борьбой[cdli]. Например, в Нидерландах он применялся начиная с XVI века так называемыми оранжистами, партией консервативных бюргеров, интеллигенции и мелкого дворянства, поддерживавшей принцев и правителей Нассаусской династии (принцев Оранских).

Оранжисты сохраняют свою партию до нашего времени и имеют в качестве партийных знаков оранжевые шапочки, шарфы или воздушные шары, с которыми выходят на политические демонстрации. Ответвление оранжистов, эмигрировавших в Южную Африку и создавших Оранжевое свободное государство в ЮАР и свою партию, выступало на рубеже XIX–XX веков под именем буров в войне с Англией 1900–1901 годов, также используя оранжевые флажки и вымпелы. (Одна из полос флага ЮАР до сих пор осталась оранжевого цвета.). Таким образом, семантика оранжевого цвета косвенно оказалась действенной и в символике.

В медицине оранжевый цвет оказывается промежуточным между красным и желтым. Применяется при лечении детской апатии и анемии. Доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. По Вайсу, оранжевый цвет обладает стимулирующим действием на грудные железы и благоприятствует выработке молока. [cdlii] Нередко поддается лечению и диспареуния, поскольку интимная жизнь в идеальном случае предполагает, прежде всего, единство мужского и женского восприятия. Оранжевый цвет и создает это единство[cdliii].

Очевидно, в этом и заключается ответ на поставленный выше вопрос. Роскошь оранжевого цвета представляет собой возможность партнеров иметь одинаковые взгляды на жизнь. По-видимому, психологическая потребность в этом единстве и сказывается на предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости. Так, по Люшеру, они чаще выбирают красно-оранжевый цвет и, по определению, имеют огромное либидо, о котором говорилось в начале этого раздела.

Оранжевые цвета благоприятно действуют на пищеварение и усиливают аппетит. Любопытную психологическую реакцию оранжевый вызывает у пациенток, страдающих излишней полнотой и диспареунией (аноргазмией и т. д.) — они его начисто отвергают. Так же, как красный и желтый. И предпочитают сине-зеленые тона[cdliv].

По мнению исследователей, если оранжевый цвет можно было бы соотнести с каким-либо цветом по темпераменту, то он оказался бы ближе к желтому, чем к красному, и еще более — к коричневому, чем к желтому[cdlv]. Принципы хроматического соотнесения этих четырех цветов с бессознанием различных уровней (см. семантику черного, красного и желтого цветов) подтверждают справедливость этого тезиса.

Заключая этот раздел, отметим, что в хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы различных вероисповеданий Востока: даосизма, буддизма и ламаизма и т. д. Единство же мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате означает единство красного и желтого. То есть, единство их общечеловечески-телесных функций[cdlvi].

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 420. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия