ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ
ХХ век четко сформулировал идею необходимости семиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем виде эта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, а затем переформулирована применительно к семиотическим системам Ю.М.Лотманом, писавшим, что неполнота нашего знания о мире должна компенсироваться стереоскопичностью тех точек зрения, при помощи которых мы смотрим на мир. Сущность В. в стихотворении начала ХХв. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому “первобытному синкретизму”, по выражению А.Н.Веселовского, создателя исторической поэтики. Метр (см. система стиха) в архаическом обществе был частью синкретического ритуального действа, в котором нет разделения на авторов и зрителей, в котором все – участники, все в равной степени вовлечены в ритуал. Аналогом архаического ритуала была средневековая карнавальная культура (см. карнавализация), где все переворачивалось с ног на голову и все отсылало ко всему. Возврат интереса к архаическому сознанию на новом витке в утонченной форме неомифологической культуры ХХ века и актуализировал такой стих, который отсылает ко всем другим системам стиха (см. верлибр). Однако В. пронизывала всю культуру начала ХХв., наряду с противоположным явлением – логаэдизацией (см.). Суть В. в культуре ХХв. заключалась в том, что система, любая – музыкальная, живописная, кинематографическая, философская, поэтическая, прозаическая, даже архитектурная, – строилась как система цитат-реминисценций к более ранним текстам. Практически весь кинематограф как специфическое искусство ХХв. есть аналог В. (см. кино, интертекст). Музыкальный верлибризм – это прежде всего неоклассицизм, где первую скрипку играл И.Ф.Стравинский. Так, его знаменитая сюита-действо “История солдата” построена как инкорпорирование и взаимодействие самых различных музыкальных систем, а все произведение строится как система цитат и реминисценций к широкому кругу музыкальных форм и жанров (см. верлибр): ”В “Истории солдата”, – писал музыковед М.С.Друскин, – виртуозно варьируются народные мотивы скоморошьего склада, отзвуки бытовых напевов, предвестия джаза (танго, регтайм), помпезные военные марши и протестантский хорал”. В изобразительном искусстве аналог В. – сюрреализм(см.) с его идеологией сочетания несочетаемых элементов в одном изобразительном поле. В архитектуре это стиль “югенд” начала века. В философии – такие явления, как морфология истории О.Шпенглера, культурологические идеи М.М.Бахтина (см. полифонический роман, карнавализация, диалог), концепция игры Й.Хейзинги, историософия А.Дж.Тойнби, этногенетические концепции Л.Н.Гумилева – в целом те философские построения, которые относятся к междисциплинарным исследованиям. Апофеоз В. – постмодернизм Жака Деррида и Жана Бодрийара, на русской почве – его вариант, мотивный анализ Бориса М.Гаспарова. Лит.: Лотман Ю.М. Феномен культуры // Лотман Ю.М. Избр. статьи в 3т. – Таллинн, 1992. – Т.1. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. – Рига, 1986. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1996. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. – М., 1993.
|