Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ





– одно из главных направлений культурной ментальности ХХв., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Н.с. было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в., но зародилось оно уже в ХIХ в., в романах Достоевского и операх позднего Вагнера. Суть Н.с. в том, что, во-первых, во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа (см.).

В ХХв. одних подходов к изучению мифопоэтического сознания было более десяти: психоаналитический, юнгианский, ритуально-мифологический (Б.Малиновский, Дж.Фрейзер), символический (Э.Кассирер), этнографический (Л.Леви-Брюль), структуралистский (К.Леви-Строс, М.Элиаде, В.Тернер), постструктуралистский (Р.Барт, М.Фуко) и др. Большую роль в изучении мифа сыграли русские ученые формальной школы (В.Я.Пропп) и ученики академика Марра (см. новое учение о языке) (О.М.Фрейденберг). Особое место в этом процессе занимал М.М.Бахтин (см. карнавализация, полифонический роман).

Во-вторых, мифологические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в ткани художественных произведений. Здесь первым знаменитым образцом является роман Дж. Джойса “Улисс”, использовавший в качестве второго плана повествования миф об Одиссее и сопредельные ему мифы.

Начиная с 1920-х гг., то есть времени расцвета модернизма в литературе, практически каждый художественный текст прямо или косвенно строится на использовании мифа: “Волшебная гора” Т.Манна – миф о певце Тангейзере, проведшем семь лет на волшебной горе богини Венеры; “Иосиф и его братья” того же автора – мифы библейские и египетские, мифология умирающего и воскресающего бога; “Шум и ярость” Фолкнера – евангельская мифология; “Процесс” и “Замок” Ф.Кафки – сложное переплетение библейских и античных мифов; “Мастер и Маргарита” М.Булгакова – вновь евангельская мифология.

Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа, “подсвечивающего” сюжет, начинает выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст пропитывается аллюзиями и реминисценциями. И здесь происходит самое главное: художественный текст ХХв. сам начинает уподобляться мифу по своей структуре (см. подробно миф). Основными чертами этой структуры являются циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью, уподобление языка художественного текста мифологическому предязыку с его “многозначительным косноязычием”. Мифологические двойники, трикстеры-посредники, боги и герои заселяют мировую литературу – иногда под видом обыкновенных сельских жителей. Порой писатель придумывает свою оригинальную мифологию, обладающую чертами мифологии традиционной (так, например, поступил Маркес в романе “Сто лет одиночества”).

Рассмотрим все эти черты мифологической структуры на примере известных художественных произведений ХХв. В русской литературе одной из крупных удач Н.с. стал роман Андрея Белого “Петербург”, в центре которого конфликт между сенатором Аполлоном Аблеуховым и его сыном Николаем, который, связавшись с революционерами-террористами, должен убить отца подбросив ему в кабинет бомбу. Этот эдиповский мотив (см. также Эдипов комплекс) имеет ярко выраженный мифологический характер: умерщвление престарелого жреца-царя молодым (сюжет книги Дж.Фрейзера “Золотая ветвь”), восходящее к культу умирающего и воскресающего бога; бой отца с сыном как характерный эпизод мифологического эпоса, в частности русского (былина “Илья Муромец и Сокольник”).

Главной же мифологемой “Петербурга” является миф о самом Петербурге, о его построении на воде, его призрачности, о городе-наваждении, который исчезнет так же неожиданно, как возник. Неомифологический характер имеет образ террориста Дудкина, мифологическим прототипом которого является герой пушкинской поэмы “Медный всадник”. Подобно Евгению Дудкин вступает в диалог со статуей Петра I, далее мотив заостряется: Медный всадник приходит к Дудкину домой и разговаривает с ним. Весь роман написан тягучей метрической прозой, что создает эффект мифологического инкорпорирования слов-предложений (см. миф).

В одном из высших достижений прозы ХХв., романе Фолкнера “Шум и ярость” мифологическим дешифрующим языком является евангельская мифология. В романе четыре части, делящиеся асимметрично на три первые, рассказанные поочередно тремя братьями Компсонами – Бенджаменом, Квентином и Джейсоном, – и четвертая часть, имеющая итоговый и отстраненный характер и рассказанная от лица автора. Такая структура соотносится с композицией Четвероевангелия – синоптические три Евангелия от Матфея, Марка и Луки, и абстрактное, наиболее “объективное” и итоговое гностическое Евангелие от Иоанна. Сам главный герой, идиот Бенджи, соотносится с Иисусом: все время подчеркивается, что ему тридцать лет и три года, а действие происходит во время праздника Пасхи. (Возможно, что посредником здесь послужил роман Достоевского “Идиот”, герой которого, князь Мышкин, также соотносится с Христом).

Одним из самых ярких романов-мифов европейской литературы ХХв. является, безусловно, “Мастер и Маргарита” М.А.Булгакова. Наиболее сложный тип Н.с. представляют собой произведения Кафки. В нем мифы не называются, но от этого действуют еще острее и создают ту неповторимую загадочную атмосферу, которая так характерна для произведений Кафки. По мнению исследователей, в основе “Процесса” лежит библейская история Иова, у которого Бог отнял семью, имущество, а самого поразил проказой.

В “Замке” бесплодные усилия землемера К. натурализоваться в деревне и Замке ассоциируются у литературоведов с мифом о Сизифе, катившем под гору камень, который каждый раз падал вниз (в ХХв. этот миф был философски переосмыслен в эссе Альбера Камю). Мифологизм Кафки наиболее глубок и опосредован. Самым утонченным и интеллектуализированным неомифологическим произведением ХХв., несомненно, является «Доктор Фаустус » Томаса Манна. Здесь сталкиваются два мифа – легенда о докторе Фаусте, средневековом маге, продавшем душу дьяволу (главный герой романа, гениальный композитор Адриан Леверкюн, заразившийся в публичном доме сифилисом и в своих бредовых фантазиях заключающий договор с чертом на 24 года (по числу тональностей темперированного строя – ср. додекафония; один из прообразов Леверкюна, наряду с Ницше, основатель серийной музыки Арнольд Шенберг), и вагнеровско-ницшеанская мифология сверхчеловека, подсвеченная горькими рассуждениями о ее судьбе в гитлеровской Германии. Характерно, что мифологическим источником ключевой сцены ”Доктора Фауста” является соответствующая сцена разговора с чертом Ивана Карамазова из романа Достоевского “Братья Карамазовы”. В послевоенное время к неомифологизму привыкли и он обмельчал, выхолостился, став уделом таких примитивных построений, как, например, “Кентавр” Дж. Апдайка, мифологизм которого поверхностен и прямолинеен.

Постмодернизм оживил Н.с., но одновременно и “поставил его на место”, лишив его той сверхценной культовой роли, которую он играл в середине ХХв.

Лит.:

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита” // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. – М., 1995.

Руднев В. Морфология реальности: Исследование по “философии текста”. – М., 1996.







Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия