ПОЛИМЕТРИЯ
(или полиметрическая композиция). Когда перед стиховедением встала задача описания стихотворных размеров (см. система стиха), то иногда попадались тексты, написанные несколькими размерами. Что с ними делать, не знали. Например, в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” есть основной размер – белый 3-стопный ямб: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Но там есть и другие размеры – размеры песен и баллад, например об атамане Кудеяре: “Было четыре разбойника, / Был Кудеяр атаман”. Это 3-стопный дактиль. Особенно остро проблема встала при описании стиха ХХв., например поэм Блока и Маяковского, где размеры менялись буквально на каждом шагу и один мог незаметно перетекать в другой. Тогда (по-видимому, не без бессознательного влияния понятия “полифония” М.Бахтина (см. полифонический роман) П.А.Руднев предложил термин П., который рассматривал многоразмерность одного текста в духе системности структурной поэтики (см.) – как один суперразмер. Если угодно, как нечто, похожее на верлибр (см.), который тоже состоит из строк, отсылающих к другим размерам. Вот, например, начало “Двенадцати” Блока, одного из труднейших для анализа полиметрических текстов: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем божьем свете! Отчетливо складывающийся в двух первых строках 4-стопныйхорей в четвертой строке сбивается на раешник (свободный рифмованный стих русского лубка). В дальнейшем ритмика поэмы строится на противопоставлении 4-стопного хорея, передающего чеканный шаг красногвардейцев, и других размеров, как правило, народного или городского фольклора, отражающих стихийное начало в сюжетной и идеологической коллизии поэмы. Вот появляется городской романс – 4-стопный ямб: Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового – Гуляй, ребята, без вина! А вот размер, напоминающий кольцовские эксперименты, в нем отчетливо слышится ритмика блатной песни: Ужь я времячко Проведу, проведу... Ужь я темячко Почешу, почешу [...] Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Самым интересным в “открытии” П. оказалось то, что почти каждое звено в многоразмерной системе текста несет свой экспрессивно смысловой обертон. Особенно очевидным это стало при анализе блоковской драмы “Роза и крест”, где у каждого персонажа, как показали несложные подсчеты, имеется свой метрический голос. В целом явление П. было частью характерного для начала ХХв. процесса верлибризации культуры (см.). Лит.: Руднев П.А. О стихе драмы А.Блока “Роза и крест” // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1970. – Вып. 251. Руднев П.А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы А.Блока “Двенадцать” // Там же, 1971. – Вып. 266. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. – Рига, 1986.
|