РЕАЛИЗМ
В ХХв. этот термин употребляется в трех значениях. Первое – историко-философское. Р. – это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их (то есть не конкретного стола, а стола-идеи). В этом значении понятию Р. было противопоставлено понятие номинализма, считавшего, что существуют только единичные предметы. Второе значение – психологическое. Р., реалистический – это такая установка сознания, которая за исходную точку принимает внешнюю реальность, а свой внутренний мир считает производным от нее. Противоположность реалистическому мышлению представляет аутистическое мышление (см.) или идеализм в широком смысле. Третье значение – историко-культурное. Р. – это направление в искусстве, которое наиболее близко изображает реальность. Нас интересует прежде всего это последнее значение. Необходимо сразу отметить, что многозначность – это крайне отрицательная черта термина, ведущая к путанице (см. логический позитивизм, аналитическая философия). В каком-то смысле Р. – это антитермин, или термин тоталитарного мышления. Этим он и интересен для исследования культуры ХХв., ибо Р., как ни крути, для ХХв. сам по себе нехарактерен. Вся культура ХХв. сделана аутистами и мозаиками (см. характерология). Вообще, Р. в третьем значении настолько нелепый термин, что данная статья написана лишь для того, чтобы убедить читателя никогда им не пользоваться; даже в ХIХ веке не было такого художественного направления, как Р. Конечно, следует осознавать, что это взгляд человека ХХв., переписывающего историю, что весьма характерно для культуры в целом. Как можно утверждать, что какое-то художественное направление более близко, чем другие, отображает реальность (см.), если мы, по сути, не знаем, что такое реальность? Ю.М.Лотман писал, что для того чтобы утверждать о чем-либо, что ты это знаешь, надо знать три вещи: как это устроено, как им пользоваться и что с ним будет дальше. Ни одному из этих критериев наше “знание” о реальности не удовлетворяет. Каждое направление в искусстве стремится изобразить реальность такой, какой оно его видит. “Я так вижу” – говорит абстракционист, и возразить ему нечего. При этом то, что называют Р. в третьем значении, очень часто не является Р. во втором значении. Например: “Он подумал, что лучше всего будет уйти”. Это самая обычная “реалистическая” фраза. Но она исходит из условной и нереалистической установки, что один человек может знать, что подумал другой. Но почему же в таком случае вся вторая половина ХIХв. сама называла себя реализмом? Потому что, говоря “Р. и реалисты”, употребляли второе значение термина Р. как синоним словам “материализм” и “позитивизм” (в ХIХ в. эти слова еще были синонимами). Когда Писарев называет людей типа Базарова реалистами (так озаглавлена его статья, посвященная “Отцам и детям”, – ”Реалисты”), то, во-первых, это не значит, что Тургенев – это писатель-реалист, это означает, что люди склада Базарова исповедовали материализм и занимались естественными, позитивными науками (реальными – отсюда понятие ХIХв. “реальное образование”, то есть естественнонаучное, в противоположность “классическому”, то есть гуманитарному). Когда Достоевский писал: “Меня называют психологом – неправда, я – реалист в высшем смысле, то есть изображаю глубины души человеческой”, то он подразумевал, что не хочет ничего общего иметь с эмпирической, “бездушной”, позитивистской психологией ХIХв. То есть здесь опять-таки термин Р. употребляется в психологическом значении, а не в художественном. (Можно сказать, что Достоевский был реалистом в первом значении, средневековом; для того чтобы написать: ”Красота спасет мир”, надо как минимум допускать, что такая универсалия реально существует.) Р. в художественном значении противопоставлен, с одной стороны, романтизму, а с другой – модернизму. Чешский культуролог Дмитрий Чижевский показал, что начиная с Возрождения великие художественные стили чередуются в Европе через один. То есть барокко отрицает Ренессанс и отрицается классицизмом. Классицизм отрицается романтизмом, романтизм – реализмом. Таким образом, Ренессанс, классицизм, реализм, с одной стороны, барокко, романтизм и модернизм – с другой сближаются между собой. Но здесь, в этой стройной “парадигме” Чижевского есть одна серьезная неувязка. Почему первые три стиля живут примерно по 150 лет каждый, а последние три только по пятьдесят? Тут очевидная, как любил писать Л.Н.Гумилев, ”аберрация близости”. Если бы Чижевский не был заворожен понятием Р., он увидел бы, что с начала ХIХ века и до середины ХХ века существует в каком-то смысле одно направление, назовем его Романтизмом с большой буквы, – направление, по своему 150-летнему периоду сопоставимое с Ренессансом, барокко и классицизмом. Можно называть Р. в третьем значении, например, поздним романтизмом, а модернизм – постромантизмом. Это будет гораздо менее противоречивым, чем Р. Так переписывается история культуры. Однако если термин Р. все же употребляется, значит, он все же что-то означает. Если принять, что литература отображает нереальность, а прежде всего обыденный язык (см. философия вымысла), то Р. – это та литература, которая пользуется языком средней нормы. Так, когда спрашивают про роман или фильм, является ли он реалистическим, то подразумевают, сделан ли он просто и понятно, доступно для восприятия среднего носителя языка или он полон непонятных и, с точки зрения читателя-обывателя, ненужных “изысков” литературного модернизма: “приемов выразительности”, кадров с двойной экспозицией, сложных синтаксических построений – в общем, активного стилистического художественного наполнения (см. принципы прозы ХХв., модернизм, неомифологизм). В этом смысле никоим образом нельзя назвать реалистами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова, которые не подчинялись средней языковой норме, а, скорее, формировали новую. Даже роман Н.Г.Чернышевского нельзя назвать реалистическим, скорее это авангардное искусство (см.). Но в каком-то смысле можно назвать реалистом именно И.С.Тургенева, искусство которого состояло в том, что он владел средней языковой нормой в совершенстве. Но это исключение, а не правило, что такой писатель, тем не менее, не забыт. Хотя, строго говоря, по своим художественно-идеологическим установкам Тургенев был типичным романтиком. Его Базаров – это романтический герой, так же как Печорин и Онегин (налицо чисто и с романтическая коллизия: эгоцентрический герой и толпа, все остальные). Лит.: Якобсон Р.О. О художественном реализме // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М., 1987. Лотман Ю.И., Цивъян Ю.Г. Диалог с экраном. – Таллинн, 1994. Руднев В. Культура и реализм // Даугава,, 1992. – № 6. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по “философии текста”. – М., 1996.
|