Слайд 1.6. Суггестия (от лат suggesti – внушение, намек) заключается в подавлении поведения, непосредственно связанного с потребностями индивида
Суггестия (от лат suggesti – внушение, намек) заключается в подавлении поведения, непосредственно связанного с потребностями индивида, пробуждении поведения, направленного на интересы взаимодействия. Контрсуггестия – противодействие суггестии. __________________________________ Известный палеопсихолог Б.Ф. Поршнев ( Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974), исследовавший механизмы развития средств коммуникации человека, доказывал, что на самых ранних этапах развития предка человека в качестве регуляторов взаимодействия работают механизмы имитации и интеракции, а на этапе возникновения человеческого общества ведущими механизмами становятся суггестия и контрсуггестия. Основные функции суггестии заключаются в подавлении поведения, непосредственно связанного с потребностями индивида, пробуждении поведения, направленного на интересы взаимодействия. Суггестия — один из наиболее архаических механизмов мышления. Основной ее принцип сводится к формуле «приказ — выполнение». В связи с этим предполагается, что древние слова были глаголами, интердиктивными и императивными, побудительными повелительными. Суггестивный уровень общения — это уровень онтологии, бытия, являющийся только предпосылкой для развития нового, гносеологического уровня. В процессе эволюции сформировался контрсуггестивный механизм регуляции, заключающийся в отказе от непосредственного выполнения суггестии. Сама информация в ходе эволюционного развития человеческого сообщества усложнилась. Генетическая информация, способствовавшая естественному отбору, стала вытесняться оперативной, а еще в большей степени «накопляемой» информацией. «Накопляемая информация» теперь влияла на выживаемость не менее, чем гены. Процесс разработки кода для общения членов сообщества стал более ускоренным, а сам код более сложным. Из уст в уста передавались мифы, сказки, табу, регламентирующие поведение, т. е. совокупность внегенетической информации, или культуры, накопленной человечеством в ходе своего развития. Она была нужна, чтобы обеспечить человеческому сообществу стабильность и задавать ему в ходе этого развития координаты движения. Первые вожаки осуществляли трансляцию знаний контактно и была тупиковой. Сделать же ее дистанционной – возможно было только одним способом, используя в качестве цементирующего основания для «управляемых» информацию о том, что можно и нужно делать и чего делать нельзя. Эту новую информацию исследователи назвали структурной, поскольку с ее помощью постоянно воспроизводилась: возникали нормы, традиции, ценности, неукоснительное выполнение которых переставало быть только требованием власти. Выполнение их обеспечивалось незыблемым родовым мнением, властью «других», властью окружения… За многие сотни лет с этим явлением произошли различные метаморфозы, которые и привели к феномену общественного мнения. Таким образом, в ходе развития функции управления трансформировались. К призывам типа «делай как я, потому что так хочу я – сильный и ужасный» присоединились иные обоснования, в которых ведущая роль принадлежала знанию – «делай так, потому что это полезно и правильно», - а также нормам, идеалам и ценностям – «делай так, потому что это одобрено божеством (Богом) и Властью». Профессионализация этих призывов оттачивалась в возникающих социальных институтах – семье, религии, искусстве, праве, науке.
|