Динамикаи изменение характера информационного потребления
Эта проблема приобрела особо острый характер в эпоху развития телевидения, начиная, примерно, с середины прошлого века. С приходом телевидения к широким социальным слоям между разными средствами массовой информации: периодической печатью, радио, телевидением — началась серьезная конкуренция в борьбе за внимание и время аудитории. Заговорили о визуализации потребления,вытеснении чтения (которое всегда рассматривается как процесс более интеллектуальный, чем получение информации через изображение, делающий людей лучше информированными, понимающими происходящее). Эмпирические исследования в разных странах констатировали увеличение времени, затрачиваемого на просмотр телепередач, которое в отдельных странах достигало в среднем на человека в день 7 ч. Повальное увлечение телевидением в наиболее простых его формах привело, в частности, к становлению жанра «инфотайнмента» — облегченно-развлекательной подаче событий и явлений, прежде всего в выпусках новостей. Некоторые надежды теперь возлагаются на распространение Интернета, предполагающего возврат к чтению. Это требует исследований с учетом того типа ресурсов, к которым реально обращаются пользователи. Многими социологами, особенно немецким обществоведом Ю. Хабермасом, исследуются проблемы роли коммуникаций в формировании современных наций-государств. Широко известна теория коммуникативной рациональности Юргена Хабермаса была порождена необходимостью искать способы интеграции в условиях, когда прежде ставшие этнически едиными европейские государства должны были принять и переплавить в единую общность выходцев из разных регионов мира. Речь идет о нации как мультиэтническом единстве, субъекте суверенитета страны, об общности ее граждан. Часто в таком случае говорят о политической нации. При этом отмечается, что понять, что такое национальное телевидение, например, как и другие СМИ, нельзя без четкого определения национальной идентичности. Добавим, что решать названные проблемы России приходится в новых для мира обстоятельствах – развития процесса глобализации. Как отмечает известный специалист по Интернету М. Кастельс, государство активно сопротивляется либеральным тенденциям в развитии новых СМИ, как, в частности, и технике шифрования информации в Сети организациями и физическими лицами. «Это лишь последняя попытка государств сохранить хоть какой-то контроль над информационными потоками, на котором держалась их власть на протяжении веков»46. Социологам предстоит обосновывать теоретически и отслеживать эмпирически развитие этой области отношений между государством и обществом. И это — лишь одна из проблем глобализации и места в ней массовых коммуникаций. Как население разных стран и социальных слоев реально использует новые коммуникативные технологии, готовы ли оно к этому, расширяются ли, соответственно, масштабы интересов к окружающему миру? Западные социологи назвали процесс достаточно причудливого сочетания локализации — прагматического интереса к тому, что непосредственно окружает людей, и глобализации (нарастающего внимания к глобальным явлениям) — глокализацией (глобализация + локализация). Причем получается, что средний — общенациональный уровень — «провисает». В указанных обстоятельствах проявляется и давняя проблема культурного доминирования,которая заботит человечество еще с середины прошлого века в связи с экспансией голливудского кино. Развивающимся государствам крайне трудно сколько-нибудь успешно соревноваться в информационно-технологических процессах с удачливым населением стран «золотого миллиарда». Часто приходится пользоваться чужими информационными продуктами, что создает проблемы доминирования чуждых ценностно-нормативных систем. Трудности социологического исследования этих проблем связаны с общими трудностями изучения любых социальных эффектов СМИ. Однако если российские дети чаще играют в Бивисов и Баттхедов, а не в Тимура и его команду или Знайку с Тюбиком, то это значит, что отечественные СМИ уступают западным в распространении культурных образцов. Довольно поздно пришло понимание необходимости изучать как целостный феномен участие разных социальных субъектов в коммуникациях, относящихся к СМИ, причем не только как потребителей. Эти средства имеют неоспоримые преимущества с точки зрения охвата аудитории, объема содержания, скорости его распространения и т.п. Борьба за них является частью политических, экономических, духовно-идеологических и социальных отношений. В последние годы усилилось внимание к своеобразию протекания одних и тех же социальных, а в их числе коммуникативных процессов в разных странах. Жизнь показала, что стремление рассматривать в теории и навязывать на практике общие видение и политику в осуществлении социальных целей, искать единые модели реального развития процессов неправомерно и неэффективно.
|