Экологические знания от Средневековья до 18 века
Представления о природе в эпоху средневековья, опиралось прежде всего на ветхозаветное сказание о сотворении мира: мир создан богом, он – реальное воплощение его идей; во всех явлениях природы видели проявление божественного промысла. Средневековое воззрение на природу хорошо выражено в словах Фомы Аквинского – «созерцание творения должно иметь целью не удовлетворение суетной и переходящей жажды знаний, но приближение к бессмертному и вечному». В средние века интерес к изучению природы ослабевает, заменяясь господством схоластики и богословия. Связь строения организмов с условиями среды толковалась как воплощение воли бога. Людей сжигали на кострах не только за идеи развития природы, но и за чтение книг древних философов. В этот период, затянувшийся на целое тысячелетие, только единичные труды содержат факты научного значения. Вообще говоря, о экологии, как и о любой другой науке в средневековье можно говорить достаточно условно, т.к. они не выделяются из целостного религиозно-философского, искаженного восприятия мира. Источниками сведений о биологических объектах служат сочинения типа «Физиолога», «Бестиария» и т.п. В этих книгах содержались описания упоминаемых в Библии животных и фантастических чудовищ, а также рассказы из жизни животных, целью которых были религиозно-нравственные поучения. От сочинений этого типа мало отличаются так называемые «Шестидневы», излагавшие библейскую легенду о шести днях творения, в этом сочинении приводится классификация животных, взятая у Аристотеля, но сильно искаженная и упрощенная. Сведения о растениях и животных содержались в «Поучении Владимира Мономаха» (XI в). Наиболее фундаментальными источниками сведений о биологических знаниях в позднем средневековье являются многотомные сочинения энциклопедического характера Альберта Великого (Альберт фон Больштед, ок. 1193-1280) и Венсана де Бове. В энциклопедии Альберта Великого есть специальные разделы «О растениях» и «О животных». Детальное описание видов растительного и животного царств взято главным образом у древних натурфилософов. На энциклопедию А. Великого во многом похож свод средневековых знаний – «Зеркало природы» Венсана де Бове. В естественнонаучной части энциклопедии де Бове речь идет о растениях и животных. Сведения о растениях заимствованы из средневековой поэмы «О силах трав». Описания животных у Бове подробны и образны. Во многих случаях описания содержат сведения о практической пользе растений и животных. Млекопитающие подразделены на домашних и диких. Венсан де Бове также широко пользовался античной и арабской литературой. Арабо-язычная литература X-XII в.в. стояла на более высоком уровне, чем западноевропейская. Сочинения Ибн-Рошда (Аверроэса), «Канон медицины» Ибн-Сины (Авицены) – ярчайшие тому подтверждения. Однако сведения, содержащиеся в них, носят прикладной характер, опираются на действия целебных трав. Географические открытия в эпоху Возрождения, колонизация новых стран явились толчком к развитию биологических наук. Накопление и описание фактического материала – характерная черта естествознания этого периода. Развитию биологических наук способствовало также использование изобретенных в эту эпоху приборов – микроскоп, термометр, барометр и т.д. Однако, несмотря на то, что в суждениях о природе господствовали метафизические представления, в трудах многих естествоиспытателей имели место явные свидетельства экологических знаний. Они выражались в накоплении фактов о разнообразии живых организмов, их распространении, в выявлении особенностей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды данный период считается начальным периодом становления экологии как науки. Первые систематики (А. Цезальпин, В XVII в. Ф. Реди экспериментально доказал невозможность самозарождения сколько-нибудь сложных животных. (Личинки мух не зарождаются в гниющем мясе, а выводятся из отложенных на него яиц). В XVII-XVIII вв. в работах, посвященных отдельным группам живых организмов, экологические сведения составляли значительную часть, например, в трудах А. Реомюра о жизни насекомых, Л. Трамбле о гидрах и мшанках, а также в описаниях натуралистами путешествий. Антонио ван Левенгук, более известный как один из первых микроскопистов, был пионером в изучении пищевых цепей и регуляции численности организмов. По сочинениям английского ученого Р. Бредли видно, что он имел четкое представление о биологической продуктивности. На основании путешествий по неизведанным краям России в XVIII в. С.П. Крашенинников, И.И. Лепехин, П.С. Паллас и другие русские географы и натуралисты указывали на взаимосвязанные изменения климата, животного и растительного мира в различных частях обширной страны. В своем труде «Зоогеография» Влиянию среды на организм много внимания удалял ученый агроном Во второй половине XVIII в. проблема влияния внешних условий нашла отражение в работах французского естествоиспытателя Ж. Бюффона. Он считал возможным «перерождение» видов и полагал основными причинами превращения одного вида в другой влияние таких внешних факторов, как «температура, климат, качество пищи и гнет одомашнивания». В его труде «Естественная история» четко прослеживается материалистический взгляд на неразрывность материи и движения. Бюффон отрицает божественное происхождение Земли. «Естественная история» стала отправной точкой для эволюционизма Ж.Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Создание эволюционной концепции развития природы, главное теоретическое достижение Ж.Б. Ламарка. Он первым среди натуралистов и философов обратился к изучению проблемы эволюции, стремясь охватить ее во всей широте. Его концепция может быть названа первым в истории целостным учением об эволюции. Жизнь, по Ламарку, - особое явление, связанное с определенной организацией материи. Причиной, возбудителем жизненных явлений, являются особые материальные начала (флюиды), проникающие в организмы из внешней среды и оживляющие их. На простые организмы флюиды действуют непосредственно. На сложные, преобразуясь, действуют изнутри. Живое, в простейших формах, возникло из неживого. Первые самозародившиеся организмы дали начало всему многообразию органических форм. «И вот, - пишет Ламарк – благодаря тому, что природа наделила эти созданные ею тела способностью питаться, расти, размножаться и сохранять каждое приобретенное усовершенствование организации, передавать эти способности всем особям, воспроизводимым органическим путем, - с течением времени и под влиянием беспредельного разнообразия непрерывно изменяющихся обстоятельств последовательно были созданы живые тела всех классов и всех порядков».
“Лестница существ”
|