ТАБЛИЦЫ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ НАХОДЯТСЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ФАЙЛАХ – ТАМ МНОГО
(также несколько важных слов о социализации можно найти в следующем вопросе – «Личность в социальной психологии») 7. Личность в социальной психологии
Специфика изучения личности в социальной психологии: специфику социально-психологического подхода к личности выделить довольно трудно, так как эта область знаний довольно неструктурированна. Чаще всего, при определении специфики изучения личности в социальной психологии, обращают внимания на изучаемые данной областью феномены: процесс социализации личности и приобретения идентичности, «я-концепция» и социальные установки. Проблема социализации личности: К проблеме социализации существует множество различных подходов. Социализация может быть рассмотрена с трех ракурсов: *4) Как процесс конструирования (здесь делается акцент на активность человека в процессе усвоения социального опыта).
В отечественной социальной психологии социализация определяется как двусторонний процесс: одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения всоциальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны — как процесс активного воспроизводства этой системыиндивидом в его деятельности.
Семья: Личностная и социальная идентичность: Начиная с работ Э. Фромма, выделяется два вида идентичности: персональная (личная) идентичность и социальная идентичность. Основные концепции идентичности: Виды идентичности по Эриксону: 1) «Эго-идентичность» или личная (персональная) идентичность, которая понимается как «действительно достигаемое, но всегда пересматривающееся чувство реальности «Я» в социальной реальности». Эго-идентичность - возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида.
2) Социальная (групповая) идентичность – понимается как личностный конструкт, отражающий внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами, как процесс самоидентификации с определенными референтными группами.
Концепция Дж. Марсиа: Выделяется четыре типа или статуса идентичности, которые определяются по двум основным параметрам: 1) наличие или отсутствие периода принятия решений в данной области; 2) «переживание кризиса» Статусы идентичности: 1) Достигнутая идентичность: характеризуется наличием переживания критического периода и наличием принятия решения. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. 2) Мораторий: характеризуется переживанием кризиса и отсутствием решения. Этим статусом обладает человек, который постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса. 3) Предрешенная идентичность: отсутствует переживание кризиса, но есть готовое решение. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. 4) Диффузная идентичность: отсутствует и переживание кризиса, и решение. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Концепция социальной идентичности А. Тешфела и теория самокатегоризации Д. Тернера: Идентичность по Тешфелу- когнитивная схема, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две подсистемы: 1) Личностную идентичность (относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) 2) Социальную идентичность (складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д.) Представляют собой два полюса биполярного континуума: на одном находится поведение, которое полностью определяется личностной идентичностью, на другом – социальной. Типичное поведение находится между этих двух полюсов. В дальнейшем Тернер отметил наличие реципрокной взаимозависимости между этими двумя подсистемами: актуализация личностного уровня идентичности подавляет социальный полюс самокатегоризации, снижая количество ролевых, стереотипных самопроявлений, и, наоборот, актуализация социальной идентичности тормозит установки и поведение, порождаемые личностным уровнем самокатегоризации, и ведет к деперсонализации. Я-концепция: Наиболее удобную и структурированную форму рассмотрения Я-концепции предложил Р. Бернс. Я-концепция рассматривается как совокупность установок, направленных на самого себя. Выделяются три компонента: 2) самооценка — аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик (эмоциональный компонент); 3) поведенческая реакция — те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой (поведенческий компонент). Каждый компонент может проявляться в трех «модальностях»: · реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»); · социальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»); · идеальное «Я», отражающее установки, которые связаны с представлениями человека о желаемом «Я» («Я-каким бы-я-хотел-быть»)
8. Социальная установка: структура, функции, связь с поведением Под социальной установкой (attitude) в социальной психологии понимается “определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта”. Впервые понятие “аттиттюд” было введено в 1918 году социологами У.Томасом и Ф.Знанецким при изучении проблем адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе “Польский крестьянин в Европе и в Америке” они определили аттитюд как “состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности”, переживание человеком смысла этой ценности. Структура и функции аттитюда. В своем подходе к структуре аттитюда, разработанном в 1942 г., М.Смит представлял социальную установку как осознание (когнитивный компонент), оценку (аффективный компонент) и поведение (конативный, поведенческий компонент) в отношении социального объекта. Поведенческая составляющая социальной установки представлена не только непосредственным поведением (некоторыми реальными,уже осуществленными действиями), но и интенциями. Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий - все, что только намеревается сделать человек. Что касается когнитивной составляющей, то в нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когниции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты. Все элементы установочной системы взаимосвязаны и представляют собой систему реакций, специфичную для каждой конкретной личности. Поэтому изменение одного компонента может вызвать изменение какого-либо другого. M.Смит и его коллеги выделили три общие функции аттитюда: • оценка объекта ( заключается в оценивании с помощью аттитюда поступающей из внешнего мира информации и соотнесении ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями интересами); • социальное приспособление (аттитюд помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту); • экстернализация (связана с существованием у человека внутренних, неразрешимых проблем). Связь между аттитюдом и поведением. Вопрос о связи поведения и установок - это вопрос о возможности целенаправленного влияния на поведение. Проблема взаимосвязи поведения и установок являлась одной из самых дискуссионных на протяжении всей истории изучения аттитюдов. Так, в самом начале пути исследования социальных установок, не было сомнений в том, что по аттитюдам людей можно предсказывать их поступки. Но результаты эксперимента Р. Лапьера, опубликованные им в 1934 году, не только разрушили привычную аксиому взаимосвязи социальной установки и поведения, но надолго ослабили интерес к ее изучению. Исследование Лапьера длилось в течение двух лет. Он путешествовал с парой китайских молодоженов, посещая рестораны и гостиницы, в общей сложности посетив 251 место. Это путешествие было предпринято в то время, когда в Америке существовало стойкое предубеждение против выходцев из Азии. Однако спутники Лапьера только один раз за все время путешествия получили отказ поселить их в гостиницу. Спустя шесть месяцев Лапьер разослал во все отели, где они благополучно останавливались во время путешествия, письма с просьбой принять его и китайцев еще раз. Ответы пришли из 128 мест и 92% из них содержали отказ. Таким образом, проявилось расхождение между аттитюдами и реальным поведением хозяев гостиниц в отношении к китайцам. Результаты этого исследования показали несоответствие аттитюда и поведения и получили название “парадокс Лапьера”. Подобные исследования, проведенные позже, подтвердили отсутствие связи аттитюдов и поведения. Так, например, в одном из исследований группа из двух белых и одной чернокожей женщины беспрепятственно посетили 11 ресторанов. Позднее они звонили по телефону с просьбой зарезервировать для них место в этих же ресторанах. В шести из одиннадцати звонков они получили отказ. Множество подобных фактов говорит о том, что нет однозначной связи между установками и поведением людей. М.Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию. "Включаться" может то один, то другой аттитюд. В эксперименте Лапьера аттитюд на объект был негативным (отношение к китайцам), но возобладал аттитюд на ситуацию – хозяин отеля в конкретной ситуации действовал согласно принятым нормам сервиса. В предложении Д.Каца и Э.Стотленда мысль о различном проявлении каких-то разных сторон аттитюда приобрела иную форму: они предположили, что в разных ситуациях может проявляться то когнитивный, то аффективный компоненты аттитюда, и результат поэтому будет различным.
9. Групповой тренинг как метод практической социальной психологии
Термин тренинг появился в русскоязычной литературе как калька с английского и употребляется в двух смыслах, более широком и более узком, вполне адекватно передаваемых словами подготовка (Богомолова, Петровская, 1977) и тренировка (Платонов, 1983). Групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются: 1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний; 2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии. Рассматриваем второе значение. Под социально-психологическим тренингом в широком смысле обычно понимают обучение знаниям, умениям и навыкам межличностного общения.
Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская и П.В.Растянников предлагают рассматривать социально-психологический тренинг как «область практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении или коммуникативной компетентности» (Жуков, Петровская, Растянников, 1991, с.3). Специфическими чертами тренингов (по Вачкову), совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:
Два подхода в тренинге (на что направлен): 1) компетенциарный и 2) экспериентальный. 1 – знаем, что нужно получить (компетенции, навыки), но часто не знаем, как. 2 –направлен на процесс приобретения опыта, но не знает о конечном результате.
|