Беспорядок, бессвязность, поток непредсказуемого, несовпадение изображения со звуком становятся зерном монтажной поэтики многих фильмов этого направления
Сам Ален Рене снимает фильм "В прошлом году в Мариенбаде" о непознаваемости окружающего мира. В фантасмагорическом замке-отеле, в парке, где ровно подстриженные кусты не дают тени, мужчины и женщины в балльных туалетах как призраки, как фантомы стараются вспомнить не реальное бытие, а возможно никогда не существующее прошлое.
Где не просто память, а ее судороги, вспышки, которые чередуются, с предельно замедленными проездами-тревелингами мимо замерших марионеточных персонажей без прошлого и без будущего.
Мир, который потерял память - так определил этот фильм С. Юткевич.
Своеобразных законов, точнее особой доминанты в формах монтажной организации придерживаются авторы так называемого поэтического кинематографа - направления украинского кино 60-х годов. Метафоричность, ассоциативность становятся главными как в межкадровых связях, так и в поэтике целого фильма, да и направления вообще.
Кое-где определенный мастер выдвигает концепцию, которая выражает именно его творческий метод, его принципы организации материала.
Например, А. Тарковский последовательно утверждал мысль, что "время, зафиксированное в кадре, диктует режиссеру тот или другой принцип монтажа» *.
* Тарковский А. Лекции по режиссуре // Искусство кино. - 1990. -№10.-С.84.
Так же индивидуальной, хотя и последовательно воплощаемой, была теория коллажного монтажа, которым пользовался, чуть ли не с первого своего фильма С. Юткевич. Он начал с коллажа, включая в свои фильмы фрагменты лент, снятых другими. Завершил соединением "разнофактурных" способов кинематографического творчества с использованием актеров, документальных кадров, кукол и рисованной мультипликации в фильмах "Купол" (1962), и "Маяковский смеется" (І976).
История кино не останавливается, появляются новые, развиваются и видоизменяются уже существующие поэтики, отсюда и принципы использования выразительных средств, в том числе и монтажа.
Нужно было бы остановиться на "политическом кино" 60-х - 70-х годов, которое объединило кинематографистов Италии, Франции, США, Швеции, позднее ФРГ.
Следовало бы рассмотреть своеобразие так называемого "параллельного кино", корни которого содержатся, с одной стороны, в авангардистской традиции (от французского "Авангарда" 20-х годов до американского "подпольного" кино 60-х годов), а с другого - в опыте рабочих киногрупп (как, например, "Рабочая кинофотолига Америки" 1928 года), которые создавались под влиянием идей Б. Балаша. Перечень этот можно продолжать. Но...
Разговор по поводу отличий поэтик, направлений, стилей - предмет отдельного разговора.
|