Студопедия — Система воспитания и образования в древней Греции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Система воспитания и образования в древней Греции






Новый этап в истории воспитания и педагогической мысли рабовладельческого общества связан с возникновением античной (древнегреческой и древнеримской) цивилизации (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Уникальность античной педагогической теории и практики и её значение во всемирном историко-педагогическом процессе определялась в первую очередь своеобразием античного общественного устройства. Лакония (Спарта) представляла собой государство-общину, лежавшую на юго-восточной части полуострова Пелопоннеса, на территории которого не было удобных гаваней. В этом полисе господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов, незначительную часть населения составляли полусвободные неполноправные ремесленники. Эксплуатация рабов здесь носила жестокий характер, а потому рабы нередко восставали. Всё это заставляло спартанцев держаться очень сплоченно, постоянно находиться в состоянии боевой готовности. Спартанцы являлись незначительным господствующим меньшинством: в VIII веке до н.э. их было 9 тыс. семейств, тогда как численность порабощённого населения достигало 250 тыс. человек. В силу указанных социально-исторических обстоятельств главным направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать». Важнейшей отличительной чертой являлась жёсткая регламентация со стороны государства разных сторон жизни, в том числе воспитания и образования подрастающего поколения. Государственное воспитание мальчиков, находящееся в ведении государственного чиновника педонома, начиналось с 7 лет и состояло из трёх циклов: двух циклов по 4 года – от 7 до 11 лет («мальчики») и от 11 до 15 лет («подростки»); 5-летний («эфебии») – от 16 до 20 лет («ирены» или «эйрены» – спартанское имя эфебов). Юноши делились на отряды, отряды – на звенья; возрастная иерархия требовала безусловного подчинения старшим мальчикам, стоявшим во главе отряда, как и всем взрослым мужчинам. Интеллектуальное воспитание спартанцев было сведено к минимуму (начатки чтения, письма, счёта) и представлено частным учителям. Особое значение придавалось умению кратко и точно отвечать на заданные вопросы. В Афинах мальчики и девочки до 7 лет воспитывались дома, под присмотром приставленных к ним рабов и рабынь. Большое внимание в семье уделялось лепке, резьбе по дереву, играм. Детям уже в раннем возрасте внушали правила приличного поведения. Целью афинского воспитания являлось формирование всесторонне развитой личности. Этому подчинялось всё содержание образования в системе частных школ. Первоначальными афинскими школами, в которых обучались мальчики с 7 лет, были школы грамматистов и школы кифаристов, где их обучали грамоте и счёту, знакомили с греческой поэзией и драматургией (Гомер, Еврипид и др.), учили игре на лире (струнный инструмент наподобие арфы) и пение. Детей состоятельных родителей обычно сопровождал «педагог» – дядька из числа домашних рабов, который должен был следить за их поведением и учёбой. Учителя этих школ назывались дидаскалами. При обучении письму учитель слегка писал на навощённой табличке тоненькой палочкой (стилем), ученик обводил написанное, пока не усваивал начертания букв. Считать дети учились посредством палочек, камешков, счётной доски вроде счётов. В школе кифариста, которая посещалась одновременно с грамматической или после неё, мальчик учился музыке, пению и декламации стихов (отрывков из греческого эпоса – «Илиады» и «Одиссеи» и др.) В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру («школа борьбы»), где в течение двух-трёх лет занимались гимнастическим образованием под руководством педотриба: учились бороться, бегать, прыгать, метать диск и копьё (так называемый «пентатлон» – пятиборье), учились плавать. Кроме чисто гимнастических упражнений с подростками велись беседы на политические и нравственные темы. Наиболее состоятельные юноши, которые готовились в дальнейшем занять руководящие должности в государстве, после палестры посещали гимнасий, где получали более основательную подготовку. Здесь изучали философию, литературу, политику, а также в более сложных формах осуществлялась их физическая подготовка. Вся организация учебно-воспитательного процесса была направлена на подготовку юношей к их будущей политической карьере. Наконец, как и в Спарте, юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где молодые люди продолжали заниматься политическими науками (они изучали здесь законы Афинского государства) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Она продолжалась в течение двух лет в лагерях. Юноши учились строить укрепления, управлять военными машинами, нести службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах, театральных представлениях и др. Видным идеологом афинской системы воспитания был Сократ (469–399 гг. до н.э.), который строил свою преподавательскую деятельность на устном слове. Идеал самопознания и самосовершенствования был центральным звеном его философских бесед. Сократ стоял у истоков эвристического метода обучения. Его главным дидактическим достижением можно назвать майевтику («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Считая, что человек от природы является носителем доброго начала, Сократ в качестве главной цели воспитания выдвигал познание самого себя, совершенствование нравственности. Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427–360 гг. до н.э.). Его педагогические взгляды изложены в его политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Обращаясь к педагогическим проблемам, Платон уделял большое внимание социальной функции воспитания, его месту в жизни человека и жизни общества, его роли в становлении человеческой личности. В то же время возможности воспитания, по мнению Платона, не безграничны, они во многом определяются врождёнными особенностями ребенка и характером воздействия окружающей среды. Однако только при условии правильного воспитания природные задатки человека могут быть реализованы. Если оно отсутствует, то прекрасные способности и врождённая сила характера окажутся питательной почвой для дурных наклонностей, послужит основой для формирования антисоциальной, порочной личности. Правильным, по мнению Платона, является такое воспитание, которое включает в сферу педагогического воздействия всю жизнь ребёнка (и окружающую его среду), организуя её в соответствии с его природными возможностями и характером его будущих занятий. Задача воспитания, по мнению Платона, заключается в том, чтобы научить человека передавать потомству принципы добродетели, укреплять доброе начало в душе, развивать способность воскрешения в ней врождённых идей, принесённых из потустороннего «царства идей». Платон создал целостную педагогическую систему, построенную на основах объективного идеализма, содержащую огромное множество интересных педагогических идей (учение без принуждения, воспитывающее обучение, место и роль игры в обучении и воспитании детей, идея гармонического развития личности, гуманности по отношению к воспитаннику и др.) Воспитание граждан Платон считал главной функцией государства. По его мнению, хорошо воспитанные люди не будут нуждаться в законах, поскольку смогут сами регулировать своё поведение. Само возникновение идеального государства у Платона являлось результатом правильно организованного воспитания. В своей педагогической системе Платон стремился объединить некоторые черты спартанского и афинского воспитания, но, внёс и много нового. Платон занимался главным образом воспитанием правителей и воинов, которые призваны играть главную роль в жизни идеального государства. Идеал всесторонне развитой личности, который впервые в истории педагогической мысли разработал Платон, был весьма ограничен в своём социальном содержании. В разработанном им проекте идеального государства политикой и военным делом занималась небольшая часть граждан, получавшая специальное образование и воспитание. В этом, согласно Платону, заключалась справедливость, понимаемая им как необходимость для каждого заниматься тем делом, к которому он в наибольшей степени предрасположен благодаря своим природным задаткам, организованным в соответствующем направлении воспитанием.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 2562. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия