В родовом Риме рабовладение было развито ещё слабо. Римляне, владея небольшими участками земли, вели мелкое земледельческое хозяйство с помощью примитивной земледельческой техники. Результаты хозяйствования сильно зависели от стихийных сил природы, которые обожествлялись населением Рима. Патриархально-родовые отношения обусловливали и характер воспитания. По свидетельству римских писателей, древнейшее римское воспитание было семейным: «Каждому был учителем его собственный отец». Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу – главе семьи. В некоторых семьях отец обучал детей чтению, письму и счёту. Расслоение населения в Риме по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило деление школ на элементарные и грамматические. Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого населения; богатые и знатные предпочитали давать своим детям первоначальное обучение дома. Элементарные школы были частными и платными. В них мальчики учились чтению, письму и счёту. Следующей ступенью были грамматические школы. Здесь изучались такие предметы как грамматика латинского языка, греческий язык, риторика с некоторыми сведениями по литературе и истории. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладеть ораторским искусством для тех, кто готовился занять выборные руководящие должности в Римской республике. В последнее столетие республиканского Рима возникают школы риторов, где знатное юношество обучалось риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике, музыке – с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные посты. В императорском Риме императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки верноподданных, устанавливая за этими школами государственный надзор. Монополизируя в своих руках школу, римское государство во главе с христианской церковью придало обучению сугубо религиозный характер, к концу древнего мира (IV–V вв.) наблюдалось резкое снижение уровня образованности. Содержание образования в школах становится все более условным, здесь начинает господствовать формализм, риторика вырождается в чисто внешнее красноречие, в котором витиеватость прикрывает бедность, пустоту содержания. Классовый характер воспитания и образования ещё более усиливается. Один из виднейших философов императорского Рима Луций Анней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. до н.э.) критиковал школьную систему своего времени за формализм и пренебрежение нравственным воспитанием. Школа, по его словам, воспитывает «ум, но не душу». Само по себе образование бесполезно, оно может иметь смысл только, тогда, когда подготавливает душу к восприятию добра. Эта подготовка должна состоять прежде всего в развитии личности. Польза образования, считал Сенека, состоит не столько в количестве знаний, сколько в умении их использовать: «Занимайтесь не для того, чтобы знать больше, а для того, чтобы знать лучше». За развитие личности в ребенке выступал замечательный римский педагог Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 – ок. 100 гг.) В Риме он приобрёл большую известность как преподаватель риторики. Квинтилиан открыл в Риме школу риторов, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения. В его школе учащиеся получали основательное общее образование в сочетании с глубоким изучением ораторского искусства. Квинтилиан оптимистически оценивал возможности обучения, связывая с широкими возможностями развития ребенка. Он давал ряд указаний о развитии речи у детей, начиная с первых лет жизни, с учетом их индивидуальных особенностей. Признаком хороших задатков Квинтилиан считал способность ребенка остро реагировать на похвалу и порицание. Индивидуальные особенности учеников проявляются в их различных реакциях на воздействие учителя: «Есть такие, кто ленится, если не будешь настаивать, некоторых возмущает проявление власти, страх одних удерживает, других отупляет». Он не одобрял телесных наказаний в школе: на того, на кого не действуют порицания и упреки, скорее всего не подействуют и удары. Трудно представить себе, говорит он, до какой степени недобросовестные люди злоупотребляют своим правом бить ребенка, Квинтилиан верил в то, что от природы дети, в подавляющем своём большинстве, обладают всеми физическими и духовными данными для того, чтобы успешно заниматься, овладевать знаниями и получить необходимое образование. Но для того, чтобы эти потенциальные возможности могли реализоваться, педагог должен быть внимательным к детям, изучать и учитывать их индивидуальные особенности.