Среди стран древневосточной цивилизации известным своеобразием в развитии систем образования выделились Индия и Китай, где возникли первые школы и различные формы образования почти одновременно. Возникновению школ способствовало развитие письменности. Овладение древними системами письма (клинописью, иероглифами и т.п.) было делом сложным и трудоёмким, требующим специального длительного обучения. В продолжение тысячелетий там сохраняла своё существование так называемая общинная школа, создаваемая общинами простых землевладельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах (придворные, жреческие). Грамотность являлась необходимым элементом образования чиновников, жрецов и землемеров. Первые школы, как свидетельствуют об этом данные археологии, возникли в Месопотамии и Египте в 3 тысячелетии до н.э. Курс обучения в них был сложен, долог и стоил очень дорого. Поэтому стадия, на которой ученик завершал своё образование, и место, которое он соответственно занимал в обществе, зависели от способностей, прилежания и материальных возможностей. Древневосточные школы были призваны не только дать образование, но и сформировать дисциплинированных, волевых исполнителей, убедить их в том, что получение образование является важнейшей предпосылкой будущей успешной карьеры, сулит выгоду и благополучие. Дошедшие до нас памятники письменности свидетельствуют о развитии грамотности и культуры Древнего Востока. Развитие образования в древневосточном регионе в рассматриваемую эпоху было тесно связано с религиозно-философскими учениями. Кастовое деление древнеиндийского общества, освещенное индуизмом, обусловило религиозное и законодательное закрепление различий в образовании и воспитании для высших и низших социальных слоёв. Для брахманов (жрецов) считалось необходимым, прежде всего, воспитание чистоты и правдивости, для кшатриев (воинов) – мужества и смелости для вайшьев (земледельцев) – трудолюбия, для шудр (ремесленников) – покорности. Для трех высших каст обучение считалось обязательным. Его начало отмечалось обрядом упанаяны (второго рождения) – посвящения в ученики. В одном из древнейших индийских трактатов был изложен план воспитания будущего царя (цари принадлежат к касте кшатриев). Он должен был научиться читать и писать, ознакомиться с законодательством и мифами, изучить философию, науку о хозяйственном и государственном управлении, военное дело. Юноше предписывалось постоянно находиться в контакте с учёными и мудрецами, «ибо в этом общении – корень истинного воспитания». Распространению образования в древней Индии способствовало новое религиозно-философское учение – буддизм, который возник в середине 1 тыс. до н.э. Широкая сеть буддийских монастырей покрыла древнюю Индию. При монастырях открывались школы, в которых могли обучаться мальчики независимо от своей религиозной принадлежности. В этих школах огромное значение придавалось нравственному воспитанию, примером высоконравственного поведения служили учителя, которые внимательно и терпеливо наблюдали за учениками, знакомили их с принципами сохранения здоровья и личной гигиены, поддерживали в ученике желание учиться, учили их, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Учитель обучал ученика всему, что сам умеет и знает, и относился к ученику, как к собственному сыну, говоря себе: «Я родил его в учении» Как свидетельствуют письменные источники, у народов Древнего Востока получило дальнейшее развитие и семейное воспитание, возникшее в первобытном обществе. Семейное воспитание служило утверждением традиций наследования детьми социального положения и занятий своих родителей. Во многих правовых, религиозных и литературных текстах (Законы вавилонского царя Хаммурапи – первая половина 2 тыс. до н.э.; Книга притчей иудейского царя Соломона – нач. 1 тыс. до н.э.) подчёркивалась решающая роль в воспитании родителей, прежде всего, отца имевшего неограниченную власть над всеми домочадцами, указывалось на то, что воспитание есть долг родителей и его необходимо начинать с самого рождения ребёнка, рекомендовалось широко применять телесные наказания: «Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, – читаем мы в «Притчах Соломона», – чтобы научиться разуму... Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его... Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает». Семейное воспитание являлось основной формой педагогической практики народов Древнего Востока. Однако оно не могло обеспечить потребности общества в образованных людях, умеющих писать, читать и считать, что привело к особой школьной организации обучения, дополняющего семейное воспитание. Первую попытку теоретического осмысления воспитания предпринял китайский философ и педагог Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н.э.). Он оставил своё этико-политическое учение, которое во II в. до н.э. было объявлено официальной идеологией императорского Китая. По его имени оно получило название конфуцианства. Главное в этическом учении Конфуция – принципы жэнь (гуманность, человечность) и ли (нормы, правила поведения), лежащие в основе поведения человека в семье и обществе. Эти принципы предусматривали почитание родителей и старших по возрасту, преданность и покорность правителю. Залог благополучия государства, его устойчивости Конфуций связывал со всеобщим благоденствием и выполнением каждым членом общества своих обязанностей, соответствующих его положению в обществе: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Гарантией выполнения человеком своих обязанностей он считал правильное воспитание, заботу о котором, по его мнению, должно взять на себя государство во главе с правителем. Природные качества людей рассматривал как исходный материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеального человека, хотя не считал воспитание всесильным, а напрямую связывал воспитание со способностями людей и их трудолюбием. В соответствии со способностями и возможностями он делил общество на группы людей: «Сынов неба» – правителей, обладающих высшей врождённой мудростью; благородных мужей (опору государства), приобретающих знания посредством учения; тех, кто учится, несмотря на трудности; простолюдинов, которые, встретившись с трудностями не учатся или не способны к приобретению знаний. В благородных мужах Конфуций видел идеал совершенного человека, образ которого должен определять цель воспитания. Он должен обладать высокими нравственными качествами (человеколюбием, добротой, правдивостью, почтительностью и т.п.) быть образованным обладать так называемыми «шестью искусствами» (церемониалом, музыкой, стрельбой из лука, ездой на колеснице, письмом и счётом), а также обладать высокой духовной культурой. Говоря о том, что образованность неотделима от нравственности, он ставил моральное начало на первое место. Среди педагогов древности Конфуцию принадлежит одно из первых мест не только по времени, но и по значению того вклада, который он внёс в развитие педагогической мысли. Он основал первую в Китае частную школу, в которой обучал 3 тысячи учеников и последователей, обобщил опыт обучения, накопленный в Китае, изложив этические и педагогические взгляды в книгах «Ли цзи» («Книга этики») и «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Большое значение Конфуций отводил воспитанию и образованию как важнейшему средству нравственного совершенствования человека, указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении. Человек, если он не учится, не познаёт истины – не получает радости. В процессе обучения Конфуций большую роль отводил учителю, от которого зависит качество знаний и навыков учащихся. Учитель, но его мнению, должен быть строгим, но не деспотичным, постоянно совершенствовать свои знания и нравственные качества, развивать активность в учениках, помогать им самостоятельно мыслить. Предъявляя высокие требования к учителю – воспитателю, Конфуций считал, что им может быть только тот человек, который успешно совершенствует себя, а потому полагал, что учитель обязан обучать лишь тех, кто стремиться к достижению знаний, помогать тем, кто испытывает трудности в выражении своих мыслей. Считал необходимым тесный контакт между учителем и учениками, основанный на уважении и любви, на признании авторитета учителя. Настаивал на необходимости индивидуального подхода к ученикам, указывал, что есть люди, которым наставления бывают не нужны в силу уже достигнутого ими уровня, а есть люди, которых учить бесполезно из-за отсутствия у них стремления к знаниям или необходимых способностей. Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что народы Древнего Востока внесли значительный вклад в мировое педагогическое наследие. Здесь были созданы первые в истории школы и сформулированы первые обобщённые представления о нормах и принципах воспитания, которые в дальнейшем явились одними из важных источников дальнейшего развития мировой педагогической мысли и практики. Её традиции и прогрессивные тенденции были восприняты и углублены античной и средневековой практикой образования и воспитания: спартанской, афинской и римской, легли в основу синтеза восточной и западной педагогических культур в эпоху эллинизма.