Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения – рыцарскому воспитанию (11–13 вв.). В рыцарском воспитании были заложены идеи жертвенности, послушания и одновременно личной свободы, а также и элементы превосходства над остальными сословиями. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей», в которую входили владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Юным феодалам полагалось осваивать весь круг необходимых в жизни знаний и умений, находясь при дворе знатного феодала или короля. Педагогами обыкновенно были лица из служилой дворовой челяди. Приглашались для обучения музыканты и поэты (менестрели, трубадуры). С 7 лет мальчики приобретали знания и умения, исполняя обязанности пажей при супруге знатного феодала и при ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности. Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». К «началам любви» относились вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и пр. «Началами войны» назывались воинские профессиональные умения. Ближе к завершению службы оруженосца на первый план выдвигалось религиозное воспитание. Обязательная часть воспитания рыцаря – усвоение определенного этического комплекса, в котором величайшими доблестями считались личная храбрость, стремление к славе, великодушие, куртуазная любовь (поклонение даме). В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах и пр. Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок (14 в.). Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, кодекс чести, идеи эстетического и физического развития рыцарства переступали узко-сословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики эпохи Возрождения. Женское воспитание предусматривало наставления в нравственности, занятия домоводством, ткачеством, прядением, в более состоятельных семьях – рукоделием. Обучение грамоте не было обязательным. Девочки, как правило, воспитывались дома, но дочери из знатных семей могли посещать специальные монастырские школы. Рыцарская культура выдвинула новый идеал дамы, вдохновлявшей рыцаря на подвиги и любовное служение.Для знатной дамы в 12–15 вв. было желательно уметь читать и писать, хорошо разбираться в поэзии и самой слагать стихи, правильно и выразительно говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, в совершенстве владеть искусством очаровывать. Женщины из дворянской среды часто получали более широкое образование, чем мужчины, владели греческим и латинским языками, писали стихи на родном языке.