Критерии выделения творческого мышления
Творчество в словаре Брокгауза и Ефрона определяется как создание нового. С философской точки зрения любая деятельность человека есть творческий акт, поскольку и субъект и объект выходят из деятельности иными, чем они вошли в него. В психологии мыслительную деятельность делят на творческую /продуктивную/ и репродуктивную, отличающиеся друг от друга. Творческой называют деятельность, приводящую к получению нового результата, нового продукта. Следовательно, в качестве первого критерия творчества может быть взят признак новизны, который может относиться как к действию /способу/, так и к продукту /результату/ деятельности. Не исключено, что новый продукт может быть получен и "нетворчески", путем перебора вариантов и случайного попадания. Поэтому обычно не ограничиваются понятием "новизны" продукта", а добавляют к нему и "новизну процесса" получения этого нового продукта. Алгоритмизация обучения и использование ЭВМ позволяют использовать "скрытые" от пользователя операции и вычислительные программы. Или же результат мог был получен в результате простого логического вывода. Следующим критерием творчества является наличие интуиции, преодолевающей логический разрыв, т.е. не рациональное, а иррациональное действие. связывают не столько с решением уже поставленной задачи, сколько с умением самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Умение сформулировать гипотезу у ученого-исследователя является важнейшим условием его экспериментальной деятельности. Математики отмечают, что талант в математике раскрывается, прежде всего, в умении обнаружить в реальности и описать на языке математики проблему, переведя ее в математическую задачу. Таким образом, в качестве очередного критерия креативности можно выделить умение осуществлять проблемный анализ реальности. Творческой деятельности присуще явление "единства интеллекта и аффекта". В литературе описаны очень яркие эмоциональные переживания исследователей в различные моменты творческого процесса /"муки творчества", аффективные вспышки в момент, когда произошел инсайт - озарение и т.д./. Так известный французский математик Пуанкаре А. особо подчеркивал роль чувства красоты, которое направляет сам поиск решения. Выраженное эмоциональное переживание разной степени напряженности может быть внесено в реестр критериев креативности. Творчество требует устойчивой сильной мотивации /продолжительность ее существования во времени может быть разной/. В философской и математической литературе встречается такая структура творческого решения: 1/ фаза собирания материала, накопления знания; 2/ фаза инкубации - созревания, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью; 3/ фаза инсайта /озарения/, когда решение появляется в сознании неожиданно и целиком; 4/ фаза контроля или проверки, требующая полной включенности сознания /Вудвортс Р.,1952/.
|