Общая характеристика понятия эстетической функции в языке
1. http://www.refz.ru/ (3.10.14) 2. http://pidruchniki.com/19650323/filosofiya/frensis_bekon_noviy_organon (5.10.14) 3. http://refs.co.ua/77518-Bekon_i_ego_induktivnyiy_metod.html (8.10.14)
Введение Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка, а также присущие им языковые средства. В данной будет рассмотрены эстетические функции языка и их специфика. Эстетические функции пронизывают все стили языка, наиболее ярко проявляется в художественном. Художественный стиль, в лингвистике отмечается его специфичность, что и определяет актуальность моей работы. Целью данной работы является определение эстетических функций языка и их. В связи с поставленной целью, возникает необходимость в решении ряда задач: - определение задач эстетической функции языка и выделение средств эстетического стиля изложения; - проанализировать различные теоретические подходы по данной проблематике в науке. В данной работе был применен метод анализа литературных источников, различных подходов по выдвинутой проблематике. А также анализ эстетических функций языка с точки зрения применения в психологии. Объект исследования – эстетическая функция языка. Предметом исследования в данной работе выдвигается рассмотрения языка в его эстетической функции в соотношении его специфических особенностей в конструкте психологических и психолингвистических особенностей проявления. Так же целью исследования выступает выявление способов практического применения эстетической функции языка в сфере психология.
Глава 1.Эстетическая функция в лингвистике Общая характеристика понятия эстетической функции в языке Прежде всего, следует дать определения понятию «эстетическая функция языка» для дальнейшего исследования. Одни ученые (например, А.И.Ефимов, А.И.Горшков) связывают эстетику языковых средств с отражением в языке прекрасного. Согласно другому подходу, эстетическими следует считать те функции, которые способны вызывать у читателя или слушателя чувство удовольствия (Н.В.Черемисина). По концепции Г.О.Винокура, Л.А.Новикова, В.П.Ковалева, эстетика языковых знаков обусловлена различными преобразованиями в их семантике. Достаточно распространенной можно считать ту точку зрения, в соответствии с которой эстетические свойства языковой единицы основываются на ее образно-ассоциативных возможностях (Г.О. Винокур, Д.Н. Шмелев, Л.А. Новиков, Л.И. Донецких, Г.С. Бояринцева, В.П. Ковалев). В работах ряда ученых (Б.А. Ларин, Л.И. Донецких, Г.С. Бояринцева) выделяются такие эстетические свойства языковых элементов, как их новизна, неожиданность. Представители Пражской лингвистической школы (Р.О.Якобсон и др.) обращают внимание на то, что эстетическая функция языковых знаков обусловлена «установкой на выражение», то есть сосредоточение, направленность внимания на сообщение ради него самого, а не ради референта, контакта или адресата [1]. Эстетическая функция характеризуется направленностью на само сообщение. «Главное, что отличает эстетическую (поэтическую) функцию языка — это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое позволяет в самом языке ощущать прекрасное… Эстетическая функция языка требует работы над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в самом слове» [2]. С помощью всех выше перечисленных определений можно обозначить важные аспекты эстетической функции языка: · эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества. · она превращает текст или речь в произведение искусства (с помощью метафор, эпитетов, сравнений и других выразительных средств). Выразительность речи или текста может также достигаться разными фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими способами. · говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинает нравиться или не нравиться, восхищать своей ладностью, точностью, глубокой осмысленностью, красотой; · речь начинает восприниматься (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект; · сближаются далекие по значению слова; · формируется и развивается многозначность слова; · расширяется мир эстетических отношений человека; · открываются новые выразительные возможности в языке. Эстетическими функциями обладают те языковые единицы, которые способны оказывать эстетическое воздействие на человека как адресата речи, то есть причастны к формированию чувственно-ценностного отношения человека к миру. Сущность эстетических функций языковых средств состоит в том, что они способны вызывать в человеке положительные эмоции (радость, удивление, восторг и т.п.), детерминировать если и не всегда чувство удовольствия, то, по крайней мере, чувство некоей одухотворенности, обусловленное такими качествами этих единиц, как новизна, образность, пластичность, способность адекватно воплощать творческие интенции говорящего или пишущего. Эстетическая функция языка обычно связана с такой организацией текста, которая в чем-то обновляет, преобразует привычное словоупотребление и тем самым нарушает автоматизм повседневной речи (разговорной, деловой, газетной). Преобразование может затрагивать: · лексическую и грамматическую семантику (метафора, метонимия и другие виды переносного употребления слов и форм); · обновленной может быть синтаксическая структура высказываний и сверхфразовых единств(фигуры экспрессивного синтаксиса); · преобразуется звуковая организация речи (явления ритма, рифмы, аллитерации, звукописи); · речевой автоматизм разрушается также неожиданным и вместе с тем художественно оправданным выбором слов: таких слов, которые не «лежат на поверхности» речевого сознания и поэтому минимально предсказуемы [1].
|