Право и мораль
Право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства. Мораль – это социальный регулятор, с которым право взаимодействует, пожалуй, наиболее тесно. Она включает взгляды, представления людей о добре и зле, чести, совести, долге и основанные на них нормы поведения. Следует особо подчеркнуть, что мораль – это сначала взгляды и представления, идеалы, а уже потом – нормы (правила) поведения. Последние основаны на первых. Следует подчеркнуть историческую изменчивость моральных взглядов и представлений и, соответственно, моральных норм, а также возможность неодинаковой моральной оценки тех или иных социальных явлений в различных слоях общества и отдельными людьми. Исходя из этого можно вывести соотношение между правом и моралью в обществе. Общие черты: ♦ представляют собой разновидности единой системы социальных норм; ♦ имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей в обществе; ♦ основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества; ♦ они «вырастают» из одного и того же исторического «корня» – обычая родового общества. Современные этнологи определяют его посредством термина «мононорма», призванного подчеркнуть ту его особенность, что он был единственным видом социальных норм в родовом обществе (греческое «monos» означает «один», «единый», «единственный».); ♦ в ряде важных своих аспектов право и господствующая мораль обычно дополняют друг друга. Право в известной своей части отражает нравственные взгляды общества. Поэтому важнейшие правовые принципы (например, принцип справедливости) являются одновременно и принципами морали. С другой стороны, некоторые нравственные запреты (например, не убей, не укради) получают закрепление в нормах права; ♦ право и мораль могут выступать в качестве инструментов политики определенных классов и социальных групп. Так, в Советском Союзе господствовала коллективистская мораль, признававшая первичность общественных интересов перед интересами личности. Этот же принцип находил правовое закрепление и использовался в официальной политике государства, особенно при массовых нарушениях законности. В постсоветской России, напротив, закреплен конституционный принцип высшей ценности прав и свобод человека, а в обществе утверждается соответствующая индивидуалистическая мораль. Различия между правом и моралью: 1. По времени возникновения. Исторически мораль возникла раньше права. 2. По способу образования. Мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлений людей о добре и зле, чести, совести и т. д. Они обретают важное, всеобъемлющее значение постепенно, по мере признания их большинством членов общества. 3. По форме выражения. Моральные нормы не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Отражение норм христианской морали в Библии (в письменном источнике), является скорее исключением, чем правилом. 4. По степени детализации. Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер, представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым, не убий). Нормы права имеют строго определенное юридическое содержание, детализированны, содержат в себе четко определенные понятия и юридические категории (смертная казнь). 5. По способу охраны от нарушений. Выполнение норм морали обеспечивается внутренними нравственными убеждениями человека и (или) средствами общественного мнения. Результатом морального осуждения является чувство стыда и раскаяние. Обеспечение правовых норм же нередко требует применение мер юридической ответственности. Результатом мер государственного принуждения является ограничение в правах и страдание правонарушителя, вызванное применением к нему санкций закона. При создании правовых норм требования нравственности безусловно должны учитываться правотворческими органами. Законодатель, осуществляя свою деятельность, обязан руководствоваться общепризнанными моральными принципами, ибо противоречие норм права справедливым моральным устоям ведет к падению авторитета права в обществе. Отечественному законодательству известны правовые нормы, содержащие в себе моральные категории. К примеру, ложь, как известно, аморальное явление, однако существуют формы лжи, за которые законом предусмотрена уголовная ответственность: клевета, дача ложных показаний, подделка документов, мошенничество и т. д. Важное место в процессе применения норм права при решении конкретных юридических дел занимают нравственные нормы и принципы. Справедливое, обоснованное и законное судебное решение о клевете, оскорблении, хулиганстве, половых преступлений многом зависит от учета моральных норм действующих в обществе. Правонарушение. С точки зрения морали, является аморальным поведением, которое нужно не только моралью осуждать, но и искоренять мерами государственного принуждения. Таким образом, право активно содействует утверждению общечеловеческих нравственных представлений, убеждений и принципов, в то время мораль укрепляет нравственную основу и авторитет права, наполняет его глубоким нравственным содержанием.
|