Политическое учение Ибн Халдуна
Ибн Халдун (1332 – 1406) – выдающийся ученый, благодаря которому мусульманская политическая мысль к XIV в. смогла разработать классификацию форм правления. Свои учения о государстве и политике изложил в знаменитом трактате «Мухаддима» («Введение»). Отличительной особенностью учения Ибн Халдуна о государстве и политике является соединение философского и юридического подходов к государству на фоне историко-социологического анализа. Характерная черта теории еще и в том, что ученый изучал не идеальное, а реально существующее мусульманское государство уже тогда, когда правители в своей политике далеко отошли от принципов мусульманского права. На этой основе он проследил историческую эволюцию халифата и разработал оригинальную классификацию форм правления. Учение о государстве. Ибн Халдун считал, что государство отличается от простого «предводительства» племенем наличием принудительной власти, которая является показателем уровня цивилизации, достигнутого тем или иным народом. Государство подавляет членов общества, сплачивает племена в единое целое и осуществляет принудительную власть как по отношению к своим подданным, так и во внешней сфере. «Внутренняя» сторона этой власти заключается во всевластии правителя, способного силой управлять подданными, реализовывать законы, обеспечивать порядок внутри государства, собирать налоги и формировать армию. Вовне верховная власть государства проявляется в ее неподчинении какой-либо иной власти или принуждению. Государство имеет определенные временные рамки существования, определяемые возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития: – возникновение новой принудительной власти взамен прежней; – сосредоточение верховной власти в одних руках после того, как правитель расправится со всеми своими сподвижниками, помогавшими ему придти к власти; – расцвет государства, в котором господствует порядок, спокойствие, уверенность; – переход к насилию и деспотическим методам правления для подавления оппозиции; – упадок и гибель государства. – Ибн Халдун считал основной причиной превращения халифата в монархию кризис социальных условий существования общины, когда в качестве начала, объединяющего мусульман, «веру заменил меч». Мусульманское государство в своем развитии прошло четыре этапа: – полный («чистый») халифат «праведных» халифов; – постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата; – превращение государства по сути в монархию при сохранении за ним лишь названия «халифат»; – распад единого мусульманского государства и завоевание арабов другими народами. Ученый выделял три разновидности форм правления: – «естественная» монархия (управление подданными исходя лишь из корыстных личных побуждений правителя; деспотический режим личной власти, не связанный какими-либо интересами кроме субъективных); – «политическая» монархия (правление основывается на рациональных, «разумных» критериях, противодействии всему тому, что наносит вред подданным); – халифат (власть опирается на мусульманско-правовые основы, направлена на защиту веры). Предпочтение Ибн Халдун отдает халифату, сочетающему в своей форме как религиозные, так и земные ценности. Суверенитет халифата заключается в мусульманском праве. А суверенитет монархии – в принудительной силе.
|