Мусульманская политико-правовая доктрина конца XIX в
Более трех с половиной столетий, а также и на протяжении первой половины XIX в. традиционный характер мусульманских политических взглядов остался без заметных изменений. В арабских странах в целом преобладало религиозное мировоззрение, сохранились практически нетронутыми политические традиции, освященные османским исламом. Перелом произошел только к концу столетия. Он привел к радикальному пересмотру традиционных политических представлений, что проявилось во взглядах мусульманских реформаторов конца XIX в. Джмаль ад-Дин аль-Афганн (1839 – 1897) – основоположник идейного течения исламской реформации. Формирование политических взглядов и общественная деятельность аль Афгани приходятся на период его пребывания в Каире в 80-е гг. XIX в. Считал, что рациональное толкование Корана позволяет понять основы идеального общественного и политического строя. Предпочитал поэтому политическому объединению мусульман их духовное единство и восстановление исламских институтов в каждой отдельной стране. Учение о государстве. Аль-Афгани считал, что власть сильного справедливого монаха должна быть сбалансирована такими институтами, как конституция и парламент, обеспечивающими участие в осуществлении «истинной конституционной власти». При этом он исходил из идеи суверенитета нации: «Лишь воля народа… есть закон данного народа, подлежащий соблюдению…». Ученый высказывается в пользу ограниченной конституционной монархии, которая вполне соответствовала основной идее классической исламской концепции власти – принципу совещательности. Аль-Афгани отвергает абсолютизм. «Абсолютная власть есть деспотизм, а справедливость может существовать только в условиях ограниченной власти». Отвергает копирование чужого опыта, но вместе с тем допускает использование арабами отдельных европейских идей и институтов при условии их непротиворечия основополагающим принципам. Учение о праве. Главное отличие понимания природы мусульманского права Аль-Афгани от исламской традиции в том, что в качестве обязательных он признавал только те нормы, которые содержатся в Коране и сунне или отражают единогласное мнение ближайших сподвижников пророка. Решительно отстаивая идею свободы иджтихада – формулирования новых правовых религий по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной. Рассматривая шариат в качестве основной силы, направляющей жизнь мусульман, а степень соблюдения его норм считал единственным критерием различий между людьми. Мухаммед Абдо (1849 – 1905) – ученик и последователь Аль-Афгани. Учение о государстве. Считал, что в основе справедливой власти лежат три начала – свобода, исламский принцип совещательности и правовой закон. Основой существующей власти выступает принцип «аш-шура» (консультация), который Абдо считал синонимом демократизма в вершении государственных дел и антиподом деспотизму. «Аш-шура», по мысли ученого, предполагает наличие специального представительного органа, дающего советы правителю, ограничивающего его всевластие и гарантирующего его от принятия ошибочных или субъективных решений. Эти функции должны выполнять лишь «знающие» представители просвещенной элиты. Учение о праве. Право рассматривается как критерий общественного прогресса, цивилизованности и свободы. Право может в полной мере действовать только в условиях политической свободы и для этого оно должно быть выражением общих интересов. По мысли Абдо одно и то же право может соответствовать интересам одной нации и не отвечать потребностям другой, при этом подчеркивается универсальный характер шариата как всеобщего права, которое будет существовать до скончания века. Ученый отвергал таклид (традиции) и отстаивал развитие мусульманского права на рациональной основе. Считал, что при наличии двух конкурирующих норм, одна из которых предусмотрена Кораном или сунной, а другая обоснована рационально, следует применять именно вторую. Мухаммед Рашид Рида (1865 – 1935) – автор знаменитого трактата «Халифат, или Великий имматуат» (1922). В своей книге стремится восстановить «истинную» концепцию халифата без искажений, привнесенных в нее в угоду правителям, и на этой основе доказать преимущество халифата перед иными формами правления, противопоставить мусульманско-правовой институт консультации европейским принципам демократии. Рашид Рида утверждал, что выборный халиф в своих действиях связан принципами и нормами мусульманского права. Не признавал за халифом самостоятельного бесконтрольного права на иджтихад и потому настойчиво проводил мысль о неабсолютном, ограниченном характере власти главы мусульманского государства, который может принимать важнейшие политические и правовые решения, только посоветовавшись с наиболее выдающимися представителями общины. Консультативный совет вправе переизбрать главу государства, если тот не консультируется с советом, заставляет мусульман поступать вопреки требованиям шариата или сам нарушает эти нормы. Мыслитель утверждал, что назначение халифа состоит в защите веры, а также проведении в жизнь норм мусульманского права, он не властен над мусульманами в религиозных делам и не его прерогатива толковать для них шариат. Али Абдель Разет (1888 – 1966). В книге «Ислам и основы власти» (1925) возражал против общепринятой теории «обязательности халифата», высказывал идею о том, что Коран вообще ничего не говорит о халифате как государстве или форме правления. Идея халифата не оправдывается ни положениями Корана или сунны, ни ссылками на «единогласное мнение», которое искусственно использовалось в качестве юридической фикции для обоснования необходимости халифата. Тот факт, что нет открытой оппозиции претенденту на халифат, не означает его единогласного одобрения общиной и тем более единодушного согласия с самой формой государства в виде халифата. Разек считал, что именно необходимость систематического подавления вызвала к жизни подобную форму правления как халифат. Халифат – это такой политический строй, с которым постепенно фактически согласились мусульмане, в то время как мусульманское право не содержит норм или принципов о его обязательности. Разек утверждал, что миссия пророка носила исключительно религиозный характер. Со смертью пророка прекратило существование «религиозное лидерство» и появился новый вид руководства общиной – «политический», то есть руководство, основанное на полномочиях светской власти и управления. Уже первый халиф был светским монархом. При любой форме правления должно «твориться добро подданным» и должны исполняться все религиозные обязанности. Если это условие соблюдается, то «мусульманское по сущности правления может иметь место в любой форме – абсолютной или ограниченной монархии, единоличной, республиканской, деспотической, конституционной, консультативной, демократической, социалистической и даже большевистской». Книга Разика вызвала бурную негативную реакцию мусульманского духовенства и была объявлена еретической, а автор исключен из состава коллегии улемов и лишен права занимать должность мусульманского судьи.
Литература
1. История философии в кратком изложении. – М., 1991. 2. История политических и правовых учений. Учебник под редакцией В.С. Нерсесянца. – М., 1996. 3. История политических и правовых учений. Учебник под редакцией О.Э. Лейста. – М., 1997. 4. История политических учений. Учебник под редакцией О.В. Мартышина. – М., 2002.
|