Исследование истории А. Тойнби
Главным трудом жизни А. Тойнби является, как отмечалось, "Исследование истории", представляющее собой обозрение всемирной истории в форме, по его словам, "культурно-исторической монадологии", т. е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается историческое существование человечества и которые он называет "цивилизациями" [96]. Хотя представление А. Тойнби сложилось под влиянием О. Шпенглера, оно отличается двумя аспектами. Во-первых, наряду с естественной необходимостью А. Тойнби признает за человеком способность к свободному самоопределению; во-вторых, циклическую модель исторического процесса О. Шпенглера он модифицирует признанием объединяющей роли мировых религий (буддизм, христианство, ислам), которые, по его мнению, и являются высшими ценностями и ориентирами исторического процесса [96]. По А. Тойнби, динамика цивилизации (ее возникновение, рост, надлом, упадок и разложение) определяется "законом вызова и ответа", согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным "ответом" на "вызов" исторической ситуации. Адекватный "ответ" - заслуга "творческого меньшинства" (элиты), которое властвует сначала силой своего авторитета, а затем превращается в "господствующее меньшинство". Последнее, утрачивая творческие способности, все больше опирается на материальные инструменты власти, и прежде всего на силу оружия. Банкротство "господствующего меньшинства", его неспособность справиться с обстоятельствами и непрестанно возникающими новыми проблемами приводит к "надлому", а затем (если "болезнь" не получает своевременного лечения) - к окончательной гибели цивилизации [96]. 22. Позитивизм. Огюст Конт. Аналитическая философия и ее основные школы
“ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ” (Discours sur l'esprit positif. P., 1844; рус. пер. 1910)—работа О. Конта,основоположника классического (“первого”) позитивизма. Содержание и характер этого издания былопределен тем, что Конт, противопоставляя свою позицию традиционной философии и отвергая по сути всесодержание последней как ложное представление о мире (“метафизику”), поставил своей задачей заменитьпрежние философские “системы мира” представлением общих, наиболее важных результатов “позитивных”наук по образцу знаменитого “Энциклопедического словаря” д'Аламбера, т. е. в виде удобной,упорядоченной, по возможности краткой и вместе с тем всеобъемлющей системы сведений из всех сфернауки. Этой цели он посвятил большую часть жизни— итогом стал шеститомный “Курс позитивнойфилософии”, который публиковался с 1830 по 1842. Каждый из томов посвящен отдельной области науки, ипотому “Курс” представляет собой вид энциклопедического словаря, точнее, “последовательный ряд”сведений соответственно из математики, астрономии, физики, химии, биологии и “социальной физики” (социологии). Общие же идеи этой работы были разбросаны в предисловиях, примечаниях и вообще вразных местах этого громоздкого сочинения. Поскольку, как оказалось, особый интерес публики вызывали какраз эти общие вопросы, возникла потребность представить “дух позитивизма” в виде компактной сводки.Согласно Конту, система знания должна быть представлена так, чтобы предшествующее изложение былологической предпосылкой и основой для понимания последующего. Поскольку, по мнению Конта, и самочеловечество, продуктом совокупной мыслительной деятельности которого является наука, двигалось потакому же пути, логическая последовательность представления знаний должна быть такой же, как ихисторическое развитие. Параллельно этому принципу организации знания, по мнению Конта, необходимоиспользовать и другой—ведь каждая наука включает в себя “абстрактную” и “конкретную” части (эточленение, однако, не образует последовательного ряда). При этом идеал каждой науки—представление всехфактов в виде частных случаев, которые можно вывести из “единого факта”, в качестве которого выступаетзакон. Кроме этих установок, отвечающих “природному единству” мира, организация знания должна такжеотражать единство общей цели человечества, т. е. она должна быть построенной под углом зрения ценностизнания для человечества (эту цель, согласно мнению Конта, еще предстоит ясно сформулировать). Задача любой науки — “видеть, чтобы предвидеть”. Выполнить ее нельзя, просто накапливая факты,необходимо сформулировать (“открыть”) законы, которые “вытекают” из фактов. Ничего, кроме этих двухкомпонентов, в “позитивной” науке быть не может. Поэтому наука должна быть свободна как от “мистицизма”,так и от эмпиризма, которые равно бесплодны. В качестве главной идеи, “наиболее общего факта” всего положительного знания, у Конта выступает законтрехстадийного развития духа, согласно которому и человечество, и любая из наук, и отдельный человек всвоем умственном развитии последовательно проходят 3 стадии: “теологическую, или фиктивную”, “метафизическую, или абстрактную”, и “позитивную, или реальную”. Для первой характерно предпочтениетрудных и даже неразрешимых вопросов (о первоосновах явлений и первопричинах мира) и стремление кабсолютному знанию, что находит удовлетворение в религиозном объяснении. Оно рассматривает вещи исобытия по аналогии с человеческими качествами, только чрезмерно преувеличенными. Эта фаза самавключает стадии фетишизма (суть которого—в приписывании внешним телам неких “сил”,гипертрофированных аналогов человеческих способностей); политеизма (здесь “теологический дух”становится самостоятельным, выступает как творящее начало, освобождается от связи с телеснымисубстанциями, но вместе с тем предстает в виде множества родовых “сущностей”) и монотеизма (здесь вмистической форме оказывается осознанной внутренняя связь всех природных явлений, но источником игарантом всех этих мировых связей признается Бог). Дойдя до этого уровня, человеческий дух открываетвозможность перейти к своей метафизической фазе; здесь место Бога занимает онтология сущностей, окоторых рассуждает философия (“метафизика”). Поэтому философия, по Конту,—это упрощенная,постепенно обесцениваемая, теология. На третьей стадии происходит критическое преодолениеметафизики: разум отказывается от желания обладать абсолютной истиной, ав качестве единственнойреальной цели науки рассматривает рациональное предвидение, а место метафизики занимает позитивнаянаука. Важнейшая характеристика позитивной науки—ее установка на “имманентность” бытия, еесамоограничение задачей описания и упорядочения “действительных фактов”. В этой установке выраженарадикальная противоположность позитивной науки метафизике: метафизика устремлена в“трансцендентное”, находящееся за пределами тех фактов, которые доступны (“даны”) сознанию, т. е.непосредственно существуют как “поток явлений”. Каждой из трех стадий в развитии духа, по Конту, соответствует специфическая форма социальнойорганизации: фетишизму—примитивная организация, которая по существу не выходит за пределы семьи;она длится примерно до 1300. Теологической стадии соответствует “образование жреческого класса”,которым сначала подчиняются племенные вожди (теократия), а потом происходит слияние светской идуховной властей; эта стадия охватывает период от 1300 до 1800. В результате философской критики(“Реформация, Просвещение, Революция”) возникает, наконец, позитивная стадия. Ей соответствует“промышленное общество”, когда искусство и наука становятся важными компонентами государственнойорганизации. “Духовный авторитет” науки и искусства возвышается (следствием этого процесса являетсяповышение роли образования и авторитета прессы). В конечном счете во главе общества должны стать“позитивные” философы и деятели искусства — они должны играть роль “позитивных священников”. Универсальным обобщением научной практики, согласно Конту, является вывод о неизменности законовприроды (которые суть устойчивые отношения в мире явлений). Это не может быть простым обобщениемнаблюдаемых фактов, а является следствием базисного свойства разума, который предпочитает стабильноеизменчивому. Отсюда, полагает Конт, традиционное почтение людей к “неподвижной звездной сфере” иупорный поиск законов, т. е. регулярностей в последовательностях явлений. В состав “позитивнойдействительности”, которая является предметом науки, входит и сам человек. Поэтому к числу позитивныхнаук (и причем “базисных”) относится социология; ее предмет — “конкретные факты” социальнойорганизации и человеческого поведения, включая сведения о “душе”. А. Ф. Зотов
Исходные проблемы и понятия аналитической философии были сформулированы в статье немецкого логика и философа Г.Фреге «О смысле и значении» (1892). Но реальное осуществление идея (метод и концепция) аналитической философии получила в Англии (Кембридж). Ее основоположниками стали Дж.Э.Мур и Б.Рассел. Процедуры языкового уточнения и прояснения философских понятий, суждений, проблем они назвали «логическим анализом». Этот термин, вначале относившийся к методу исследований, позднее определил название всего философского направления. Главные представители аналитической философии – Г.Фреге, Дж. Э.Мур, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, Р.Карнап, Г.Райл, Дж.Уиздом, П.Стросон и др. Философов «аналитической» волны объединяет не столько тематика или тип философских концепций, сколько общие задачи: исследование языка с целью выявления структуры мысли, достижения «прозрачного» соотнесения языка и реальности, четкого разграничения значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз и др. Внутри аналитической философии различают два направления: философию логического анализа и философию лингвистического анализа (или лингвистическую философию). Приверженцы первого в основном интересуются философией и логикой науки и придерживаются линии сциентизма. Сторонники второго направления считают такую ориентацию искусственной и ограничивающей философский кругозор, поскольку философия укоренена в реальном разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка и многообразном вненаучном опыте людей. В период, когда формировались проблемы и понятия аналитической философии, в философии Англии главенствовала одна из форм неогегельянства – школа абсолютного идеализма,отодвинувшая на второй план философию «здравого смысла» и позитивизма. В британском неогегельянстве резко противопоставлялись «реальность» и «кажимость», материя считалась иллюзией, пространство и время – ирреальными. Это противоречило весьма важному для мироориентации людей чувству реальности. Другой характерной чертой абсолютного идеализма был холизм – усиленный акцент на «целостность» абсолюта, безусловное главенство целого над отдельными, конечными явлениями. В социально-политическом плане такой подход предполагал поглощение индивида государством, а в теории познания – всевластие синтеза над анализом. Это ослабляло основу аналитического мышления – метод логического расчленения действительности тем или иным способом (атомизм, элементаризм). В 1898 Мур и Рассел выступили против абсолютного идеализма, противопоставив ему философский «реализм» и «анализ». Учению об Абсолюте и принципу холизма были противоположены плюрализм и атомизм. Оба философа уделяли большое внимание традиционным проблемам теории познания, решаемым в духе реализма: признания независимости внешнего мира от его восприятия, факта – от суждения о нем и др. По методам же исследования и Мур, и Рассел выступили как аналитики, дав стимул аналитическому движению в философии («аналитический поворот»). Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических возможностях символической логики и исследовании основ математики. Мура же занимал анализ философских понятий и проблем средствами обычного языка и здравого смысла. Деятельность Мура способствовала «закату» английского гегельянства и усилению позиций философского реализма. Он возродил исконно английскую философскую традицию эмпиризма и здравого смысла, придал ей обновленный облик, отмеченный печатью пристального внимания к языку. Это и стало истоком аналитической философии. Вслед за ним Рассел впервые обосновал и применил анализ как собственно философский метод. Тем самым он внес решающий вклад в формирование философии логического анализа. Логико-философские идеи Рассела стали программными для разработки концепций логического позитивизма (или логического эмпиризма). На них опирались теоретики Венского кружка,разрабатывавшие проблемы логического анализа науки, заданные «Логико-философским трактатом» Витгенштейна. Теоретики логического позитивизма (Р.Карнап, Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др.), продуктивно исследовавшие логику науки, интересовались философией лишь как общим основанием их по сути специально-научных разработок в области логического синтаксиса, семантики научного языка и других проблем. Анализ использовался ими главным образом как средство решения задач обоснования науки и синтеза (унификации) научного знания. Со временем исследования в русле логического позитивизма принимали все более специальный характер и дали ценные научные результаты (в области логического синтаксиса, логической семантики, вероятностной логики и др.). В логико-методологических исследованиях познания (У. Куайн, Н.Гудмен, Н.Решер и др.) главным ориентиром и ценностью выступает наука, что в значительной мере и выводит полученные результаты за рамки собственно философии. На основе поздних работ Витгенштейна в 1930–40-х гг. в Англии формируется философия лингвистического анализа, или анализа обычного языка. В работах Г.Райла, Дж.Уиздома, Дж.Остина и др. получают развитие идеи, созвучные мыслям Витгенштейна. В отличие от логических позитивистов философы этой волны, как правило, решительные противники сциентизма. Как и для Витгенштейна, главный предмет их интереса – сама философия. Они хорошо чувствуют тесную связь специфики философских проблем с механизмами реально работающего языка, понимают принципиальное их отличие от проблем науки. Их внимание привлекает глубоко исследованная Витгенштейном проблема дезориентирующего влияния языка на человеческое мышление. В английской лингвистической философии различают кембриджскую и оксфордскую школы анализа языка. К первой принадлежали ученики Витгенштейна, находившиеся под сильным влиянием учителя (Дж.Уиздом, М.Лазеровиц, А.Эмброуз, Н.Малкольм и др.). Другую школу представляют Г.Райл, Дж.Остин, П.Стросон и др. Это направление представлено такими серьезными работами, как «Понятие сознания» и «Дилеммы» Г.Райла, «Индивиды. Опыт описательной метафизики» П.Стросона и др. На базе идей Дж.Остина в 1970–80-х гг. развились исследования речевых актов, представляющие собой уже не столько лингвистическую философию, сколько область теоретической лингвистики (Дж.Серль, М.Даммит, Д.Дэвидсон и др.). Т.о., если на базе логического позитивизма были созданы труды по современной логике, то на основе лингвистической философии сформировалась исследовательская программа теоретической лингвистики. В этом проявилась одна из важных функций философии – постановка и первоначальная проработка новых проблем с последующей их передачей науке. Важные философские достижения аналитической философии 20 в. – осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание на этой основе специфики философской мысли, философских проблем. Первостепенное значение для развития этих представлений имели идеи Витгенштейна. Большая часть трудов философа издается в 1950–70-х гг., но работа эта еще не завершена: освоение его необычных текстов, их комментирование и обсуждение продолжаются, что способствует нарастающему влиянию идей и методов аналитической философии. Идеи аналитической философии повлияли на современную философскую мысль в Великобритании, Австрии, Германии, Польше, Скандинавии, США и др. странах. Постепенно это направление превратилось в широкое международное движение, позиции которого наиболее сильны в англоязычных регионах мира. В последние годы здесь сложились течения, символами которых стали имена Фреге и Витгенштейна. В спорах об интерпретации их концепций по сути отражается борьба различных течений в аналитической философии 1980–90-х гг.
23. Западная религиозная философия. Неотомизм. Название восходит к имени Фомы Аквинского. Центральный принцип – гармония веры и разума. Начало неотомизма датируется появлением энциклики папы Льва XIII " Вечные отцы», которая была опубликована в 1789 году. В ней философия св. Фомы провозглашалась единственной философской доктриной, соответствующей основам вероучения католической церкви. С этого времени изучение философии св. Фомы Аквинского было введено в качестве обязательного во всех католических учебных заведениях, а также поощрялось и в некатолических университетах. С этого периода и начинается неотомизм - философское течение, пытающееся заново переосмыслить философское наследие св. Фомы, модернизировать его, приспособить к современности.
Главные центры неотомистской философии - римская Академия святого Фомы (основана в 1891 г.) и Лувенский университет в Бельгии, при котором в 1893 году был создан Высший институт философии. Позже возникли католические университеты в Париже, Милане, Мюнхене, Фрейбурге и ряде других европейских городов.
Наиболее значительные представители неотомизма: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г.Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др. Цель неотомистов: доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; приспособить католицизм к современным условиям; приблизить католицизм к простым людям. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
24. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт. Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия. Немецкий экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер) В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др. Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж. П.Сартр, А. Камю, Г. Марсель) Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический.
25. Психоанализ: главные идеи и основные понятия Фрейд. Фрейд о бессознательном. Неофрейдизм. Юнг о коллективном бессознательном 1. Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: • бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; • реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей". Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. 2. Фрейдом выделяются две схемы психики: • топографическая; • динамическая. При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. • "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. • "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. • "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции. "Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я". Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я")испытывает мощное давление с трех сторон: • бессознательного - "Оно"; • внешнего мира; • норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них. 3. Согласно Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются: • удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию; • вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества. 4. Что является "ядром"бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему". Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо"— сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение: • в сексуальных действиях; • в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: • "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные; • вытеснен в бессознательное; • подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль). Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе. 5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему,где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного. Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным. Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.
|