Конфуцианство. Конфуцианство, наиболее полно выражающее особенности национального сознания
Конфуцианство, наиболее полно выражающее особенности национального сознания. Школа конфуцианцев основана Конфуцием. Главная цель его учения — содействие благополучию общества, руководимого государством, и тем самым поддержанию мировой гармонии. Высшие ценности — патриархальные и государственные, традиция и порядок, деятельное служение обществу. В этике ведущая идея — управление на основе добродетели. Моральная норма ценится выше правовой. Главная сила воздействия правителя—нравственная—благой пример. Даосизм Школа даосов дополняет конфуцианство, полемизируя с ним. Даосизм более созерцателен, отрешен, мистичен, экзистенциален; сосредоточен на вопросах смерти и небытия. Даосы проповедуют «благородное недеяние» как способ единения с Вселенной. Они полагают, что наилучшее общество то, где люди живут просто, не пользуясь плодами цивилизации, а о правителе знают только, что он есть. 4. Древнеиндийская философия. В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон и Упанишады. Здесь главная проблема – достижение вечного через избавление от преходящего Существенные особенности: вымышленность, традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения. Формирование философских школ – VI-V века до н.э. Сначала появились неортодоксальные, а им в ответ ‑ ортодоксальные, приверженные традиционным канонам.
Буддизм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Будда Гаутама. Ортодоксальные школы (астика) остались верны философии «Вед». Приверженцами этих течений считаются те, кто верит в продолжение жизни после ухода в иной мир. Веданта: школа делится на два направления «адванта» и «вишишты- адванта». Философский смысл первого направления — нет ничего, кроме бога, все остальное лишь иллюзия. Второе направление — вишишта-адвайты, проповедует три реальности из которых состоит мир — это бог, душа и материя. Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь. Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара. Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих. Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование. Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом. Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.
Античная философия насчитывает четыре основных этапа: I. Досократовский. Древнегреческая философия создавалась греческими философами. Древнегреческая философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и др. знаний. В целом древнегреческая философия имеет следующие особенности: 7. Платон впервые обратил внимание, что идеи не зависят от объекта. Метафизика Аристотеля.
Логика и теория познания
|