Тема 2. Политическая культура и политическая социализация
Политическая культура является составным элементом общей культуры социума и, принципиально, её структура имеет тот же состав, а именно: · политические ценности и нормы, а так же предметы их объективации (символы, идеология, мифы) · интегративная (особенно актуальна в странах демократического режима) поскольку плюрализм убеждений и свобода слова объективно создают предпосылки центробежным тенденциям · воспроизводственная · коммуникативно-информационная · социализирующая Политическая социализация представляет собой процесс усвоения политическими субъектами норм, научение их применения в своей жизни и перевод узнанных ценностей, норм в во внутренне присущие (имплицитные) личности самого субъекта Так же как и в общем процессе социализации различают агентов первичной и вторичной социализации, а, следовательно, ранний этап и поздний этап. На раннем этапе ребенок узнает название страны, происходит идентификация личности со стороной и нацией, узнает название главы государства, научается распознавать важнейшие государственные символы. Очень часто в ранней социализации человек узнает представителей политического негатива, например, фашисты, террористы и т.д. Политическая культура может быть определена различным способом. Например, увязыванием типа культуры с политическим режимом. Определение по уровню социальной автономности субъектов в обществе в определенной стратегии своей жизнедеятельности, различают патриархальность. Для такой культуры характерно, что большая часть населения является политически неактивной, как правило, не причастной к процессу формированию органов власти и, как правило, в обмен на социальные и материальные гарантии, обеспечивающей и определяющей стабильность, пусть и на низком уровне, такую стабильность гарантирует властвующая социальная группа. Это отличает ее от культуры тоталитарных режимов, где массовое отстранение граждан от участия в политическом процессе имитирует формальными процедурами (выборы) на фоне массовой политической идеализации граждан. Современная политическая культура ассоциируется с её демократическим типом.
Тема: «Политические партии и гражданственность» Тип политической культуры, сформированный в обществе в рамках того или иного политического режима, будучи коррелированным с формой правления, определяет то, какое состояние политического сознания является типичным для данного общества. Первый тип политического сознания можно охарактеризовать как гражданственность. Этот тип сознания предполагает, что член общества рассматривает в качестве первичного само общество, и в первую очередь его, так называемые гражданские структуры. Государство рассматривается и как вторичное по отношению к гражданскому обществу, как структуры, призванные обеспечить целостное прогрессивное развитие общества, в котором права и свободы отдельного гражданина являются приоритетными. Но, с другой стороны, каждый гражданин в политическом сознании определяется как ответственный за поддержание нормального функционирования государства. Очевидно, что подобного рода сознание может сформироваться только в условиях демократии, что и находит свое подтверждение в условиях античных, средневековых и современных демократических республик, а так же современных конституционных монархий. Такой тип политического сознания, когда житель страны является гражданином, предопределяет формирование так называемой активистской или партисипативной политической культуры. Это означает активное и сознательное участие гражданина в избирательных процессах, а так же других политических процессах общества. Отсюда столь значительное количество различного рода объединений, в том числе политических объединений граждан. Другой тип политического сознания – подданичество, которое развивается, прежде всего, в условиях неограниченных монархий, имеющих, как правило, форму тоталитаризма. Обычно подданичеству соответствует патриархальная либо «подданническая» политическая культура. Политическое сознание представителей таких культур рассматривает государства, т.е. монархическую власть, как естественный порядок вещей в мире, когда монарх выступает отцом нации, в чью компетенцию входит забота и обеспечение естественного порядка в обществе. В рамках этого порядка, каждый подданный занимает предопределенное для него место, получает ровно столько, сколько соответствует этому месту, является лояльным (благодарным) и именно за заботу и гарантии со стороны государства он и находится под данью. Претензии на иное положение дел и отказ от дани рассматривается как властвующими, так и подвластными подданными как государственное преступление против норм и морали общества. Подданство предполагает, что полноправный житель страны, в каком бы сословии он не был, находится в подчиненном гражданско-правовом отношении положении во взаимоотношениях с государством. При этом, именно государство, являясь сувереном, обладает приматом прав по отношению к правам подданных. Состояние же гражданства устанавливает равенство с приматом прав и свобод гражданина. В соответствии с участием гражданина в формировании государственных органов власти ключевым является качество гражданина. Отсюда выводится понятие «хорошего гражданина». Такого гражданина характеризуют следующие качества или свойства: 1. Абсолютное уважение к закону 2. Интерес и внимание к публичным делам 3. Добросовестное отношение к общественным обязанностям и добросовестное служение обществу. 4. Патриотизм В политических науках устанавливается следующие типы прав граждан: 1. Права на осуществление публичных свобод (свобода совести, слова, убеждений и т.д.) 2. Право голоса (право избирать власть) 3. Право быть избранным во властные должности 4. Право на доступ в качестве профессиональной деятельности в государственно-властные структуры 5. Право на свободу информации о публичной государственной деятельности
В настоящее время существует отдельные достаточно сложные образцы органичного сочетания остатков подданичества и гражданственности в политическом сознании (Великобритания). Тема: «Политические партии и политические движения»
Термин «партия» появилось в Древнем Риме, где оно обозначало ту или иную политическую силу, отстаивающую политическими средствами различные интересы, например, экономические. В средневековой Европе также упоминает о партиях. Здесь речь идет именно о политических группировках, борющихся за политическую власть. В современном значении этого слова по своему содержанию партии как политические структуры оформляются и получают развитие в 19 веке, в Западной Европе, именно когда в этот период происходит начало становления современных демократий, механизмом реализации которых являются избирательные процессы. И в эти процессы начинают вовлекаться все новые и новые группы, включающие по мере развития процесса все более низкостоящие статусные субъекты. Политические силы, конкурируя между собой, стремятся к тому, чтобы избиратель идентифицировал себя со своими интересами, с той политической силой, которая может эти интересы реализовать. Политическая сила идентифицирует себя с той социальной базой, которая становится электоратом. Любая партия, как организация, включает в себя партийную бюрократию как профессиональных управленцев, возглавляемую так называемыми лидерами партий. При этом возможна ситуация, когда харизматичный лидер партии не занимается вопросами текущего управления партийной жизнью и даже не занимается техническими вопросами разработки стратегии партии, включая программные документы, в которых находит отражение идеология партии. Такой лидер, во-первых, представляет партию в качестве символа. Во-вторых, разрабатывает главные идеи, на которых строится идеология партии, осуществляет подбор и расстановку кандидатов на высшие партийные должности и контролирует и распределяет внешние и внутренние партийные финансовые потоки. В другом варианте лидеры партий, как правило, не являются харизматичными, зачастую известны только в партийных кругах и все вместе образуют партийную номенклатуру (т.е. ту часть высшей партийной системы, которая не исключаема в принципе из партии и не перемещаемая на низшие партийные должности). Такого рода номенклатура составляет своеобразный «коллективный мозг» партии. Цели партии, как элемент её системы, всегда делятся на уровни: · Стратегические (программные цели партии) · Тактические (рабочие цели партии) Задачи, как элемент партийной системы, так же делятся на: · Программные · Стратегические Партийные мероприятия: поддержка гражданских движений, партийные собрания. Партийные технологии: · Легальные · Нелегальные (незаконные) И: · Внутрипартийные · Межпартийные · Технологии работы с избирателем (электоральные) Организационная структура партии, т.е. распределение задач по рабочим местам, может, представлена в соответствии деления на кадровые и массовые. В кадровых партиях при отсутствии четко фиксированного членства распределение задач, а значит и структура неопределенны и аморфны. В массовых партиях с фиксированным членством чётко и жёстко прописанными процедурами отбора кандидатов и приёма в члены партии. Формируется жесткая устойчивая во времени иерархическая организационная структура, которую можно сравнить с организационной структурой, например, государственного учреждения или фирмы, с военной организацией. Члены партии – элемент любой партийной системы, прежде всего те, кто формально или неформально, но чётко идентифицирует себя и других таких же с партийной организацией. Ранние партии развиваются в Западной Европе, начиная с 19 века, как естественный сопутствующий процесс процессу политических режимов демократии, которые функционируют на основе избирательного участия граждан, т.о. получает своё развитие один из фундаментальных институтов гражданского общества, который противопоставлен институту подданства.
Тема: «Властные элиты. Субэлиты. Политическое лидерство» Элитность и элитарность являются разными понятиями и характеризуют разное социальное качество. Слово элита французского происхождения и имеет значение «как лучший». Первоначально использовалось в семеноводстве, с 18в. Получает широкое использование в коммерции, и только затем постепенно входит в оборот социологии и экономики, социологии, политологии. Исходя из основного значения термина, социальная элита является неоднородной и в каждом институте формируется своя элита, представленная лучшими представителями социальных групп и институтов, как добивающихся наивысших результатов. Поэтому можно говорить об экономических, культурных, в т.ч. властных элитах. Поскольку власть есть возможность, основа и инструмент управления, то результатом социального управления является высокая динамика, бескризисность и результативность тех или иных сфер социальной деятельности, где эта власть реализуется. Только в этом случае представителей власти с полным основанием можно определять как властные элиты. При этом ещё одним важным критерием отнесения представителей власти к элите является высокоранговый статус властной должности. Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве социальных сфер сформированы властные элиты, даже в такой, как художественная культура. Такие рассуждения в полной мере относятся к политической, властно-государственной элите. Можно видеть, что подобного рода качества управления обществом через государство, во-первых, предполагает высокий уровень государственно управленческой квалификации, а соответственно культуры, как базы для такой квалификации, для чего, как правило, требуется длительное время жизней не одного поколения составляющих элиту. С другой стороны, важным признаком политической элиты является умение и способность жертвовать своими потребностям в пользу социальных потребностей. Другими словами, политическая элита характеризуется так называемыми «государственным мышлением». Очевидно, что кроме государственной властной элиты, в демократическом государстве в состав политической элиты входят лидеры и высшие партийные функционеры системной политической оппозиции. В составе политической элиты выделяют «суперэлиты», наилучшая часть элиты. В узком смысле политическая элита – узкий круг должностных лиц, чьё влияние является решающим. Кроме того, и в научной, и в политической литературе встречается термин «субэлиты». Если речь идет о политических субэлитах, то это региональные и местные элиты. Субэлиты являются первым и наиболее значимым источником рекрутирования выступают элитно-элитарные учебные заведения (в демократических странах, в том числе элитные учебные заведения). Подобного рода учебные заведения выступают социальными лифтами, чем эффективнее действуют импорты, тем более элитарный (закрытый) характер смены поколений элит тем устойчивее становится положение элиты и начинает проявлять действие закон циркуляции или смены элит. Чем ниже качество государственного управления, тем больше оснований в обществе для развития государства или государственного переворота в результате которых происходит смена политических элит и место занимают профессиональные революционеры (контрэлита), либо представители «вторых и третьих» элементов действительных элит. Наряду с политическими элитами, с точки зрения социологии, есть т.н. правящий класс – те социальные группы, большинство представителей которых занимают более или менее значимые управленческие должности во всех сферах, что помогает обеспечивать богатство. Таким образом, политическая элита является самой высшей надстройкой правящего класса. В России элитарные правящие группы прошли несколько фаз своего развития: 1 этап: до декабря 1991 года. Связан с противостоянием Российских республиканских высших органов центральных союзных органов власти в борьбе за право на суверенитет. В этом противостоянии консолидируется вторые эшелоны советской политической элиты. После распада СССР внутри Российской правящей группы возникли новые противопоставления по линии верховного совета, как законодательной власти и администрации президента. Это противостояние завершилось роспуском верховного совета и новой консолидации из оставшейся победившей части правящей группы. Поскольку квалифицированного управления еще советской школы из первого эшелона никого не осталось, из второго осталось очень мало, то идет активная кооптация из третьего и четвертого эшелонов, что и определяет во многом качество властных российских групп. Вопросы к семинарским занятиям: Семинар №1 1. Политические учения Древней Греции и Рима. 2. Политические учения в Средневековой Европе (Платон, Аристотель) Семинар№2 1. Природа власти. Власть политическая. 2. Функции власти. Государство. Семинар №3 1. Политические режимы. 2. Переходность, тоталитаризм, демократия (ранняя, современная) Семинар №4 1. Формы государственного правления 2. Принцип разделения властей 3. Прокурорский надзор Семинар №5 1. Муниципальная власть государственного самоуправления Семинар №6 1. Политические партии и движения 2. Гражданство и подданство 3. Избирательный процесс и механизмы его реализации 4. Властные элиты. Политическое лидерство Семинар №7 1. Понятие «правых» и «левых» партий 2. Центристские партии (право центризм, левоцентризм) 3. Радикальные политические организации 4. Религиозный фундаментализм (христианство и ислам)
Вопросы к зачёту
Объект, предмет политологии как общественной науки и критерии определения предмета политологии. Государство как главная сфера реализации политической власти.
|