Индуктивный метод Ф. Бэкон и дуализм Декарта в выделение сознания как предмета психологии
Высушивание очищенных вытяжек может проводится по двум схемам: 1) без сгущения жидкой вытяжки и 2) через стадию сгущения с последующей сушкой. В первом случае сушку вытяжек осуществляется в распылительных сушилках, где жидкая вытяжка распыляется в очень мелкие капли в большой камере. Снизу, навстречу оседающим каплям подается с помощью вентилятора нагретый воздух (его температура около 150-200°С). при этом перегрева материала не происходит, т.к. все тепло воздуха уходит на изменение агрегатного состояния влаги из капелек вытяжки. Температура высушиваемого материала не превышает 50-60°С. По первой схеме высушивание может быть осуществлено в барабанных (вальцовых) вакуум-сушилках. В этом случае вытяжку немного упаривают (чтобы на вращающихся вальцах образовался после высушивания достаточный слой сухого экстракта) и подают между вращающимися навстречу друг другу обогреваемыми изнутри вальцами. Снимание с вальцов корочки сухого экстрагента затем размалывают в шаровой мельнице. Из жидкого состояния высушивание может проводится также в сублимационных (лиофильных, молекулярных) сушилках. При этом раствор (вытяжку) замораживают, помещают в сублимационную камеру, где создают глубокий вакуум (остаточное давление несколько мкм). В таких условиях влага из замороженного материала сублимируется, т.е. испаряется, минуя жидкую фазу. Температура сушки в этом случае составляет 20-30°С. Полученный порошок очень легко растворяется, содержит все биологически активные вещества в неизменном виде. Во втором случае высушивание проводят в вакуум-сушильных шкафах. Сгущенную вытяжку намазывают в виде тонкого слоя на противни и проводят сушку при остаточном давлении 110-160 мм рт ст (вакуум 600-650 мм рт ст). В процессе сушки объем экстракта увеличивается в несколько десятков раз. В результате получают очень рыхлую легкую массу в виде коржей, которые размалывают на шаровой мельнице.
Индуктивный метод Ф. Бэкон и дуализм Декарта в выделение сознания как предмета психологии. Фрэнсис Бэкон (1561 ‑ 1626) намечает новую линию исследования души призывает перейти к эмпирическому описанию процессов (способностей) души. Эти два шага – отказ от изучения души как особого предмета и требование перейти к описанию ее процессов – подготавливали отмирание науки о душе и вместе с тем создавали предпосылки для создания новой науки о сознании. В своей работе «Новый орган или истинные указания для истолковывания природы» обосновал эмпирический метод познания – природу (и человека) можно познать, лишь подчиняясь ее собственным законом. Методом, адекватно раскрывающим природу, Бэкон считает научную индукцию. Его заслуга состоит в том, что он возвел индукцию в общую теорию, выявляя правила перехода от частного к общему. Учение Ф. Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки. Именно логика вместе с экспериментом выступает у Бэкона орудием, которое вооружает методом научного исследования. Человек – часть природы и подчиняется ее законам. Рене Декарт, франц.философ и математик, Основные работы Декарта: «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644).Декарт: мир сост. из двух субстанций — мыслящей (духовной) и материальной (телесной). Две субстанции различаются между собой измеримостью. Материальный мир измерим с помощью числа, так как имеет протяжение, мыслящая-неизмерима. Возникает возможность изучать природу, измеряя ее. Такая позиция приводит к утрате принципиальных различий между миром живой и миром неживой природы. Оба мира унифицируются, так как оба могут быть измерены. Материальный мир становится гигантской системой тонко сконструированных машин. Это суждение, естественно, переносится и на человеческое тело: «Тело живого человека так же отличается от тела мертвого, как отличаются часы или иной автомат, когда они собраны от тех же часов или той же машины, когда они сломаны». Понятие, с помощью которого можно описать функции тела, — рефлекс (отражение), механическая передача внешнего воздействия в мышечный ответ. На основе этого мышления сформировалась практика современной медицины, связанная с протезированием органов и тканей, искусственным поддержанием жизни с помощью технических имитаций работы органов (почек, легких, сердца) и др.С философии Декарта начинается принципиально новое понимание души: душа (психика) — это внутренний мир самонаблюдения, духовное бытие, открытое только самому носителю, но никому другому, мир сознания и самосознания. Духовное бытие противопоставлено телесному бытию: они несоизмеримы, абсолютно различны, так как подчиняются разным законам. Такая позиция относительно души и тела получила название психофизиологического дуализма (двойственности). Идея несоизмеримости породила в психологии психофизиологическую проблему, суть которой в современном звучании заключается в непереводимости языка частотно-импульсного нервного кода (процесса в нервном волокне) на язык разворачивающегося психического процесса и его продукта (образа, эмоции, потребности и др.).
|