Д. Юм и его представление о человеческом познании как ассоциации идей
Англичанин Дэвид Юм (1711 – 1776) в философии последователь
Дж. Беркли, в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748), развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Д. Локк, Д. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:
1. Ассоциации случайные и неправильные – ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.
2. Ассоциации естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности. Эти ассоциации лежат в основе научного мышления (причинно-следственные отношения).
Знание отношений причинности не является априорным и устанавливается в опыте. И. Кант придерживался той же точки зрения: как можно перейти от чувственного опыта, который всегда имеет дело с частным случаем, к понятиям и отношениям, имеющим всеобщий и необходимый характер. Но он не согласился с решением Д. Юма и ввел наряду с опытным, априорное знание (абстрактное, всеобщее, закономерное).
27.Исследование способностей и воздействие социальной среды на сознание человека в Германии(И.Гербарт). В XVIII в. в Германии намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях выступил философ, известный педагог и психолог И. Ф, Гербарт (1776—1841), который явился основоположником немецкой эмпирической психологии.
Гербарт выступил против теории способностей Вольфа, которую считал чисто словесной, уводящей исследователя от изучения явлений сознания, 40СТУпных наблюдению, а также потому, что считал неправильным разделение всей душевной деятельности на изолированные самостоятельные функции. Душевная жизнь — это единаясвязаннаяцельность.
Собственные психологические сочинения Гербарта: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824—1825); «Учебник психологии» (1816) К
Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явлениясознания.
Это очень простое положение в период господства в Германии рациональной психологии способностей должно было казаться, как пишет Рибо, «оригинальным до парадоксальности»2. По-видимому, эти идеи возникли у Гербарта под влиянием Локка.
Факты сознания, т. е. состояния сознания, выступают исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Однако с их помощью нельзя объяснить душевные процессы и, следовательно» получить научного знания о них, в то время как задачей психологии является «объяснить человеку, каков он есть». Эксперимент в отношении явлений сознания; по мнению Гербарта, абсолютно неприменим: «Психология не смеет экспериментировать над людьми»3: В связи с этим Т. Рибо замечает, что он даже не предчувствовал появления трудов по психофизике, которые покажут возможности экспериментального изучения ощущений4. По Гербарту, чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только математика придает точность нашим определениям и делает возможной их проверку.В связи с обоснованием возможности применения в
психологии математики Гербарт развивал следующие психологические идеи.Элементом душевной жизни он
считал представление. Представление- это сложные
образы восприятия, которые возникают под влиянием
объектов, существующих вовне. Они имеют не только
качественные особенности, которые делают отличным
одно представление от другого, но также и количествен
ные характеристики. Количественная сторона душевных
явлений отмечалась исследователями и раньше, но опи
сывалась крайне неопределенно в терминах «больше»
или «меньше», например «более или менее ясное пред
ставление», «более или менее напряженное состояние»
и т. д. Количественная характеристика представления —
это его сила, показателем силы выступает ясность. Пред
ставления— это динамические силы, они вступают во
взаимодействие друг с другом. В результате количест
венная сторона представлений изменяется. В сознании
происходит постоянная борьба между представлениями.