Студопедия — Что помогает найти нетривиальное решение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Что помогает найти нетривиальное решение






Мы увидели, что первые враги дизайнерской мысли — рутина, банальность, стан­дартные решения. Впрочем, в этом дизайнеры не оригинальны: свежесть решений нужна в любом деле. Только для этого специалиста иного, как говорится, не дано — он перестает быть самим собой, когда не пытается выйти за пределы привычного, не ищет и не создает в своем воображении новый образ предметности, соотнесен­ный с обновленным бытием человека. Или — что парадоксально не противоречит сказанному — он остается собой, пока не пытается нарушить неустойчивое равно­весие своего пограничного положения, пока продолжает балансировать на грани­цах различных сфер творческой деятельности, областей человеческого знания. Пос­леднее отчетливо проявилось в принятых на вооружение методиках раскрепощения дизайнерского воображения, то есть методиках художественно-образного моде­лирования [37].



Художественно-образное моделирование, в отличие от логического, основывает­ся не на рациональном, беспристрастном и последовательном учете всех необхо­димых факторов, а прежде всего на эмоциональном, интуитивном и целостном видении конечного результата творчества. Профессиональная интуиция дизай­нера, конечно, должна быть поддержана его культурным кругозором и опытом активной проектной практики — без этого она останется неразвитой. Дизайнер - силой своего воображения моделирует ситуацию потребления создаваемого им объекта, характер и тип самого потребителя (адресата), его ожидания, связанные с проектируемым объектом, и т. д. Успеху этой операции способствует методика образного подхода, содержащая эвристический потенциал.

Эта методика основывается на воображаемом помещении проектируемого объек­та в различные смысловые контексты, на расширении смыслового поля заяв­ленной проблемы, то есть на дивергенции (см. табл. 3.2). По замыслу, это долж­но привести к расширению и семантического поля возможных решений. Вот как самими же дизайнерами на основании анализа ряда крупных разработок были в свое время осознаны и сформулированы основные из таких методических при­емов:

Ситуация выставки. В качестве первого примера такого методического приема
рассмотрим этот. В чем его идея? Проектируемый объект мысленно включается
в ряд образцов современной материальной культуры. В искусственной ситуации такой воображаемой «выставки» могут возникнуть не встречающиеся в реальности сочетания «экспонатов», сложиться необычные композиции, возникнуть новые сюжеты. Здесь может произойти сближение далеких в привыч­ном обиходе вещей, могут выявиться неожиданные аналогии и т. д. Все эти впе­чатления призваны вывести восприятие проектируемого объекта из привычной, «накатанной» колеи. Это становится возможным, поскольку включенные в «вы­ставочную экспозицию» вещи отбрасывают на этот объект свои рефлексы, при­дают ему обновленные социокультурные смыслы, выявляют актуальные на дан­ный момент тенденции формообразования, обостряют чувство современного стиля, восприятие новизны и т. д.

Ситуация музея. Так условно назван другой смысловой контекст, в который
рекомендуется поместить воображаемый объект проектирования. Данный прием в определенном смысле противоположен предыдущему: если тот выявлял
синхронный (единовременный), горизонтальный срез существования объек­та, то этот — процесс его вертикального, диахронного (последовательного) раз­вития. В ситуации воображаемого «музея» происходит включение проектиру­емого объекта в ряд его исторических прототипов, что должно способствовать
реконструкции заложенных в нем, но, возможно, «стершихся» культурных
значений. Кроме того, при анализе исторических метаморфоз вещи, особенно
обладающей глубокими культурными корнями, могут быть обнаружены инте­ресные обстоятельства. Возможно, когда-то, из-за технологической ли слож­ности или несоответствия существующему в ту пору образу жизни, а то и вовсе но недоразумению (что тоже случается), от основного ствола развития этой
вещи были отсечены какие-то ветви ее возможных трансформаций. Но в но­вой, сегодняшней ситуации знакомство с этими, отброшенными когда-то, ва-


риантами решения способны дать импульс творческой мысли, предложить неожиданное направление инновации.

■ Перевоплощение, или заимствование позиции. А налогия с методом актерского вхождения в роль. Разумеется, и так понятно, что при проектировании следует принимать в расчет конкретные условия производства, экономический фактор и т. п. Однако в та­ком виде все это — перечень требований, пригодный для использования рацио­нальным сознанием. Но мы имеем дело с художником в расширительном значе­нии слова, и нам приходится эти условия интерпретировать в интуитивно и образно постигаемое знание об объекте. «Методика...» рекомендует: чтобы глуб­же понять человеческий, социально-культурный смысл вещи, дизайнеру полез­но поставить себя на место всех «персонажей», принимающих участие в ее создании. Те «персонажи», которые участвуют в материализации дизайнерско­го замысла — а для промышленного изделия это технологи, инженеры, конст­рукторы, экономисты и пр., — способны так радикально повлиять на конечный результат, что потом и сам автор не узнает своей идеи. Когда же дизайнер с са­мого начала ставит себя на позицию каждого из них (с их профессиональными требованиями), им не придется потом адаптировать проект к техническими или экономическим возможностям производства. И тогда, возможно, не произойдет искажения первоначального авторского замысла.

В какой-то степени схожая ситуация складывается и при создании (с помощью компьютера) графических объектов, предназначенных для печати, — и здесь не­обходимо учитывать справедливые требования, исходящие от работников ти­пографии, от печатного производства. Учесть их означает надежду увидеть ре­зультат своего труда, не слишком расходящийся с первоначальным замыслом. Если же проектировщик непосредственно выходит на своего адресата, как, на­пример, при создании сайта, то все равно остаются такие «персонажи», как сам автор, заказчик, адресат, с их зачастую противоречивыми вкусами, взглядами и интересами. Применяя на практике этот методический прием, проектировщик выступает посредником интересов всех заинтересованных лиц, и «тогда процесс формирования проектного замысла протекает в форме внутреннего диалога ди­зайнера с потребителем идругими "оппонентами"» [37, с. 22].

■ Отождествление себя с проектируемым объектом. Специальным случаем «пе­ревоплощения» можно считать метод, вошедший в специальную литературу также под названием «метода Альтшуллера». Учитывая особый характер это­го приема, не берусь его комментировать, а процитирую, как он представлен в «Методике...». Итак, «дизайнер создает в своем воображении образ вещи как бы изнутри самой вещи, вживаясь в нее, одухотворяя ее, наделяя способнос­тью говорить о себе самой — о своем материале, логике пространственного стро­ения, тектонических силах, о своем отношении к человеку и т. д. Все связи вещи с внешним миром воссоздаются через то, как они представлены внутри нее самой. Занять такую позицию дизайнера обязывает, в частности, хорошо изве­стное всем проектировщикам чувство «сопротивления» вещи тем метаморфо­зам, манипуляциям, которым он мысленно подвергает ее. Дизайнер вынужден считаться с внутренней логикой вещи, но, развивая эту логику, он приходит



к интересным идеям» [37, с. 24]. Дизайнеры, одаренные столь редкостным да­ром, способные к полному погружению в объект вплоть до отождествления с ним, видимо, встречаются нечасто. Поэтому прием этот трудно рекомендо­вать в качестве обычного методического хода. Однако нельзя не согласиться, что, будучи освоенным, метод «отождествления себя с объектом» должен при­носить заметные плоды. Вещь, мы уже говорили об этом, обладает собствен­ным бытием, собственным голосом, которым она и «вещает» чуткому таланту, какой «хочет стать».

■ Сценарное моделирование. Этот метод весьма часто и результативно применя­ется в дизайн-проектировании. Уже одним своим названием он яснее других методик иллюстрирует идеологию художественно-образного моделирования и «применяется для получения целостного и наглядного представления об об­разе жизни и предметной среде будущего» [37, с. 25]. Здесь «практически неза­менимы рисунок и эскизирование», это может быть и макетирование виртуаль­ное или в материале — «макеты такого рода похожи на сценические декорации, в которых строится по задуманному плану театральное действие. Достигаемая в этом случае наглядность служит источником знания, которое нельзя получить умозрительно» [там же]. (Впрочем, после предложения использовать метод «отождествления с объектом» — почему же нельзя умозрительно?!) Эти прак­тические процедуры, как трактует «Методика...», позволяют представить себе функционирование вещи в предметной среде, выразительность и целостность образа будущего изделия — не только его внешний облик, но и связи с окружаю­щей средой и человеком.

Но свободнее всего процесс «сценарного моделирования» разворачивается в творческом воображении дизайнера. Идея новой вещи, порожденная созна­нием дизайнера на пересечении его предвиденья и волевого проектного замыс­ла, помещается в самые разнообразные ситуации предполагаемого бытия ее рядом с человеком. Используя свое творческое воображение, автор выстраи­вает целый «сценарий» с проектируемым объектом в заглавной роли и проду­мывает соответствующую этому «сценографию».

Процедура такого моделирования действительно близка к созданию театраль­ного действа, последовательно раскрывающего «жизнь и приключения» вещи. В каждом его эпизоде выявляются различные грани ее образа, проявляются разные свойства, она различным способом сосуществует с окружением в соот­ветствии с ситуацией и приданными ей возможностями и особенностями. В результате такого «проигрывания» на мыслительной модели проектируе­мой вещи всех возможных сторон ее бытия складывается заключение обо всей совокупности требований к ней, о тех свойствах и качествах, которые следует ей придать, формируется окончательное знание о ней. Метод применим не толь­ко при разработке единичной вещи, но также и сложного комплексного объек­та, когда творческое воображение помещает его в самые разные ситуации фун­кционирования.

■ Заимствование аналогий. Наконец, предлагается еще один эвристический прием. В содержании предыдущих методик уже не раз просматривалась ана­логия дизайн-процесса с театральным действом, но результативная методика


может быть выстроена также и на иных связях и аналогиях дизайна в мире искусств. Одни из них более очевидны, другие менее. Например, вполне по­нятна архитектурная аналогия, включающая проектируемый объект в куль­турное пространство, применяемая при оценке функциональной и символи­ческой ценности объекта, его структурной целостности, а также живописная — при оценке колорита проектируемого объекта или скульптурная — при оценке его пластического решения. Менее бросается в глаза аналогия дизайна с лите­ратурой, но именно в литературе, а точнее — в поэтике, стилистике, риторике, выработаны приемы повышения выразительности художественного языка. «Перевод» таких приемов с вербального (словесного) языка на иконический (изобразительный) — сложная творческая процедура, но применение их в ди­зайне способно принести значительные плоды.

Понятно, что имеется в виду не сюжетная, а исключительно формальная сто­рона литературного творчества, что в переносе на изобразительный ряд еще очень мало изучено. Тем не менее, попытки такого перенесения в специальной литературе встречаются, и на своем месте (в следующем разделе и еще — в гла­ве 9, применительно к созданию объектов медиадизайна) имеет смысл погово­рить об этом подробнее.

 

Итак, смысловые контексты включения объекта проектирования могут быть сле­дующие:

■ ряд объектов, современных проектируемому, совокупность которых опреде­ляет сложившийся стиль и образ жизни;

■ исторический ряд прототипов проектируемого объекта, выявляющих его куль­турные смыслы;

■ ролевой контекст, то есть контекст деятельности различных специалистов вокруг разрабатываемого объекта;

■ внутренняя логика самого объекта;

■ сценография жизни (совокупность возможных ситуаций) проектируемого
объекта рядом с человеком;

■ аналогии между выразительными особенностями дизайн-объекта и приемами повышения выразительности, разработанными в других областях искус­ства и культуры.

 

Как уже говорилось относительно возможностей «проблематизирующего» под­хода, помещение объекта проектирования в самые различные смысловые контек­сты позволяет значительно раскрепостить творческую фантазию проектировщи­ка и создать дизайнерский объект, обладающий достаточной новизной.

 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 510. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия