III. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Наивысшего расцвета философская мысль достигла в Древней Греции с возникновением древнегреческой рабовладельческой демократии. Наиболее ранние - это наивные философские представления философов МИЛЕТСКОЙ школы: (демонстрируем слайд N 7)
Главный вопрос, который они ставили - откуда все возникает и во что все превращается? Фалес первоосновой всего считал воду. Все происходит из воды, и все, в конце концов, превращается в воду. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Да и сама вода, пор его мнению, не мертва. Анаксимен полагал, что в основе всего лежит воздух. Воздух можно найти везде, даже в воде. Ведь если бы там не было воздуха, то как же там могли бы жить рыбы? Находясь в постоянном движении воздух то сгущается, то разряжается и, тем самым, становится то одним, то другим. Разряжаясь, он становится огнем, сгущаясь - ветром, еще больше - превращается в облака, землю, камни. И все нас окружающее также состоит из воздуха. Анасимандр в качестве первоосновы всего существующего выдвинул "апейрон" - первочастичку, которая порождает все вещи. Возникнув и просуществовав определенное время вещи и целые миры разрушаются и превращаются в апейрон. Таким образом происходит вечный круговорот, в процессе которого одно возникает из апейрона, другое исчезает и превращается в апейрон. Значительный вклад в развитие философской мысли внес Гераклит. Он полагал, что первоначалом мира является огонь, который обуславливает возникновение и исчезновение вещей. Все возникает из огня, и все в него превращается. Гераклит одним из первых выдвинул мысль о непрерывном движении, изменении мира. " В одну и ту же реку нельзя войти дважды ". " Холодное - теплеет, теплое - холодеет, влажное - высыхает, сухое - увлажняется". Крупнейшим мыслителем Древней Греции был Сократ. Скульптор по профессии, он начал выступать с устным изложением философского учения и вскоре собрал вокруг себя многочисленный круг учеников. Сократ никогда ничего не писал. Он философствовал устно, и высказывал свои взгляды в беседах. И здесь ему не было равных. Хотя внешность этого человека резко контрастировала с его умом. (демонстрируем слайд N 8) Он был некрасив, небольшого роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с большими выпученными глазами, огромным лбом и большой лысиной. Но речь этого человека обладала магической силой. Искусство беседы по Сократу требовало исходить из того, что уже известно собеседнику, а не ошарашивать его сразу некой неизвестной или непонятной истиной. Для поиска истины Сократ применил диалектический метод. Если люди спорят, - говорил он, - то каждый отстаивает свою правоту, возражает против точки зрения другого. Спорщики препираются и затмевают предмет спора. Если же люди мирно беседуют, они совместными усилиями постигают истину, причем более сведущий и знающий помогает собеседнику. Такую же роль должен играть учитель для своих учеников. Несмотря на энциклопедические знания, Сократ часто повторял: " Я знаю только то, что ничего не знаю ". Высказывания великого мыслителя не всегда устраивали правящие круги Афин. Ему было предъявлено обвинение и состоялся суд. По принятому в Афинских судах обычаю, подсудимые, добиваясь снисхождения, слезно упрашивали и умоляли судей внять их просьбе, взывали к жалости, приводили в суд своих плачущих жен, детей, родственников. Сократ не только не сделал этого, но и стал иронизировать над этой традицией: " Подсудимый должен разъяснять дело и убеждать судей, а не просить и умолять их!". Это тоже было воспринято судом как критика существующих незыблемых порядков. На суде Сократ оказался перед выбором: либо отречься от своего призвания и добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, отстаивать дело всей своей жизни. И он избрал второй путь. Перевесом в 80 голосов Сократу был вынесен смертный приговор. Он воспринял его весьма спокойно: " Но уже пора идти отсюда - мне, чтобы умереть, вам - чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо кроме бога ". Раньше в Афинах приговоренного к смерти сбрасывали со скалы. Во времена Сократа приговоренный к смерти выпивал чашу с ядом. И когда пришел его час, Сократ спокойно и легко выпил эту чашу до дна. Следующий этап древнегреческой философии характеризуется возникновением двух направлений - материалистического и идеалистического. Родоначальником материализма был Демокрит. Он первым выдвинул атомистическую теорию строения материи. Согласно его теории первоначалом мира являются атомы, которых бесчисленное множество. Двигаясь в пустоте, атомы встречаются и образуют различные тела. поэтому все что нас окружает состоит из атомов. Гибель организма означает распад атомов, из которых он состоит. Весьма интересны и актуальны взгляды Демокрита и на общественную жизнь, но с ними вы будете подробно знакомиться в курсе Политологии. Атомистическая теория Демокрита в дальнейшем послужила основой для развития естествознания. Против атомистической теории Демокрита, его материалистических взглядов, выступил философ Платон, ставший родоначальником идеализма. По его мнению существует два мира: реальный мир - мир идей, и мир нереальный - то есть мир, в котором мы живем. Чтобы понять, как они соотносятся, Платон приводит следующий пример: представим себе человека, который посажен в темную пещеру спиной к выходу и поэтому не имеющий возможности видеть, что делается вне пещеры. У ее входа разведен большой костер. И когда мимо входа в пещеру будут проходить люди, совершаться какие-то действия, на противоположной стене будут появляться тени этих и других объектов. Человек будет видеть эти тени и принимать их за действительность, за реальный мир, хотя на самом деле это только тени, несовершенные снимки красочного многогранного реального мира. По мнению Платона отдельные вещи возникают из бесформенной материи в результате соединения с ними какой-либо идеи, и сразу же исчезают, как только идея покинет вещь. Все берет свое начало от бога. У Платона было много последователей и учеников. Он первым в Греции основал школу философов - АКАДЕМИЮ. Лучшим учеником Академии был Аристотель. Уже в Академии он выделялся громадной начитанностью и выдающимися умственными способностями. В 342 году он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитателем его сына - Александра, в будущем - Александра Македонского. Тогда будущему завоевателю было 13 лет. По возвращении в Афины Аристотель основал собственную школу - ЛИКЕЙ. Чтение лекций он проводил на природе, прогуливаясь с учениками по аллеям парка. Ликей располагал и значительной библиотекой. По своим взглядам Аристотель был дуалистом. Поэтому в своих философских трудах Аристотель стремился обобщить развитие как материалистической, так и идеалистической мысли. Его работы охватывают различные сферы науки - естествознание, историю, этику, логику. Главный его философский труд - " Метафизика ". В нем Аристотель подверг резкой критике идеалистическое учение Платона об идеях. Он не мог согласиться с Платоном в том, что идеи составляют особый, сверхчувственный мир. Объективное существование материального мира для него несомненно. Особый интерес представляет учение Аристотеля о различных видах движения. Он первым классифицировал и изучил все существующие виды движения, дал детальное объяснение понятию "покой". Огромный вклад в развитие философии внес Аристотель разрабатывая теорию познания. Здесь первоочередную роль он отводил ощущениям. С помощью ощущений мы познаем окружающий мир, они же служат и источником теоретического мышления. Аристотель разработал учение о философских категориях, таких как сущность и явление, содержание и форма, количество и качество и других. Каждая из них позволяла понять как само бытие, так и путь его познания. Весьма интересны и взгляды этого мыслителя на закономерности общественного развития, с которыми вы познакомитесь в курсе Политологии. ВЫВОД: Таким образом, древнегреческая философия, содержавшая в себе прототипы всех основных видов мировоззрения, разрабатывавшихся последующие века, оказала огромное влияние на развитие философской мысли человечества. ВЫВОД ПО ТЕМЕ: В середине I тысячелетия в трех регионах Земного шара - в Китае, Индии, Греции практически одновременно возникает философия. Среди наиболее распространенных древнеиндийских философских школ мы можем выделить: Буддизм Джайнизм Йогу Локаята Помимо наивных объяснений строения мира представители этих школ пытались найти пути физического и духовного совершенствования человека, избавления его от страданий. Примерно аналогичные проблемы стояли в центре внимания наиболее популярных древнекитайских философских школ: Конфуцианства Даосизма. Вершиной античной философии считается философия Древней Греции. Философские воззрения таких мыслителей как: Гераклит Сократ Демокрит Платон Аристотель - это значительный шаг вперед в объяснении закономерностей окружающего нас мира, это появление в философии новых направлений, существующих по сей день, это принципиально новые идеи, не потерявшие актуальности по сей день.
|