Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ





 

При подготовке вопросов семинарского занятия по данной теме вам необходимо: рассматривая первый вопрос плана выяснить, что такое ми­ровоззрение, какие типы мировоззрения существуют и в чем существен­ные особенности философского мировоззрения.

Во втором вопросе нужно выяснить значение философии в жизни об­щества. Как вы считаете, актуально ли значение исследования фило­софских проблем в современных условиях и почему?

При подготовке третьего вопроса обратите внимание на следующие проблемы:

1. Что включает в себя основной вопрос философии?

2. Что представляют собой такие философские направления как ма­териализм, идеализм и дуализм?

3. В чем разница между объективным и субъективным идеализмом?

4. Что такое агностицизм?

При ответе на каждый вопрос вам необходимо будет высказать свою точ­ку зрения по отмеченным проблемам и сделать выводы.

МОГИЛЕВСКАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ

МВД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЦИКЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

КУРС " ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ ";

ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ N 2

" ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ";

ВРЕМЯ: 2 ЧАСА

ПОДГОТОВИЛ: НАЧАЛЬНИК

ЦИКЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧНЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

ПОДПОЛКОВНИК МИЛИЦИИ

ГОДУН А.Н.

ЛЕКЦИЯ ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ ЦИКЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКО­НОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 23 ОКТЯБРЯ 2001 ГОДА. ПРОТОКОЛ N 2

МОГИЛЕВ, 2001 год.

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ

ВВЕДЕНИЕ.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

ВВЕДЕНИЕ

Середина первого тысячелетия до н.э. - это тот рубеж в истории развития человечества, на котором в трех очагах древней цивилизации

- в Китае, Индии и Греции практически одновременно возникает филосо­фия. Своеобразной отправной точкой стал VI век до н.э. - как период взрыва интеллектуальной энергии. Следует отметить, что этому спо­собствовал целый ряд причин:

1. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу.

2. Появление товарно-денежных отношений.

3. Ослабление родо-племенных структур.

4. Возникновение первых государств.

5. Рост научных знаний.

В совокупности все эти факторы и способствовали зарождению филосо­фии, мировоззрению опирающемуся на конкретные научные знания.

Цель лекции: выяснить, в чем же состояли основные черты и осо­бенности философии Древней Индии, Древнего Китая и Древней Греции, и какое значение они имеют для нас - живущих на пороге XXI столетия.

 

I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

В VI веке до н.э. в Древней Индии возник целый ряд философских течений. Наибольшее распространение получили:

(демонстрируем слайд N 1)

БУДДИЗМ ДЖАЙНИЗМ ЙОГА ЛОКАЯТА

Главную роль философии БУДДИЗМА ее создатели видели в том, что­бы освободить человека от страданий и найти пути этого освобождения.

Буддизм выдвигал четыре основных положения:

(демонстрируем слайд N 2)

1. ЖИЗНЬ ПОЛНА СТРАДАНИЙ. 2. ЕСТЬ ПРИЧИНА ЭТИХ СТРАДАНИЙ. 3. ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕКРАТИТЬ СТРАДАНИЯ. 4. СУЩЕСТВУЕТ ПУТЬ, КАК ОТ НИХ ИЗБАВИТЬСЯ.

Буддизм учит, что избавиться от страданий человек должен в этой жизни, а не в загробной. И такое избавление они назвали нирваной. Буквальное значение этого слова " угашенный ". Нирвана - это состоя­ние полной невозмутимости, полное освобождение, отвлечение от внеш­него мира. Буддизм предложил и конкретный путь достижения этого. Главное - этическое совершенствование человека, приобретение главных человеческих качеств.

(демонстрируем слайд N 3)

1. ПРАВИЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПОВЕДЕНИЕ. 2. ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. 3. ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. 4. ПРАВИЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЫСЛЕЙ. 5. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. 6. НЕВОЗМУТИМОСТЬ.

Буддизм за короткое время стал весьма популярен. Он вселял на­дежду тысячам людей, что повсеместно распространенное страдание мо­жет быть побеждено.

В этот же период возникает и ДЖАЙНИЗМ - этическое учение, ука­зывающее путь освобождения души от страстей.

Основным признаком души джайнизм считал сознание. По своей при­роде душа совершенна, а ее возможности безграничны - ей доступны и безграничное знание, и безграничная мощь, и безграничное счастье.

Но беда наша в том, что душа отождествляет себя с телом. Отсюда

- ее сильные желания или страсти. Цель джайнизма - отделить душу от тела и уберечь ее от страстей. Достижение этого предполагалось путем аскетизма.

В этот же период в Древней Индии существовала и философская школа ЙОГА, в буквальном переводе " сосредоточение ". Она рассматри­вает душу как первостепенное начало. И чтобы избавиться от страда­ний, надо ее совершенствовать.

Путей совершенствования два:

1. Практика аскетизма, соблюдение предписаний относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, сна. То есть, они считали, что здоровая душа может быть только в здоровом теле.

2. Соблюдение правил, запрещающих причинять вред любому живому су­ществу.

Одновременно в Древней Индии возникли и первые материалистичес­кие философские школы, исключающие веру в бога.

Одной из них была школа ЛОКАЯТА. Представители этой философской школы признавали существование только материального мира. Вера в су­ществование бога, души, загробного мира - ошибочна. Вещи, которые нас окружают состоят из воздуха, огня, воды и земли то есть матери­альных первоэлементов. После смерти все организмы вновь разлагаются на первоэлементы. Что касается человеческого сознания, то оно су­ществует реально и является неотъемлемым свойством живого материаль­ного тела. Отделить личность от тела поэтому невозможно.

На основании подобного материалистического подхода строилась и этика. Существование тела человека дает одновременно и наслаждение и страдания. Как бы мы ни пытались, но полностью устранить страдания в нашей жизни невозможно. Вместе с тем, ведя правильный образ жизни

человек в состоянии свести их к минимуму.

ВЫВОД:

Таким образом, первые философские воззрения возникают в Древней

Индии в VI веке до н.э. Характерной чертой древнеиндийской фи­лософской мысли явилось то, что она развивалась здесь в рамках определенных философских школ. Большинство из них носило идеа­листическую направленность. Однако уже тогда, в VI веке до н.э. возникли и первые материалистические философские учения, совер­шенно иначе объяснявшие окружающий мир и законы его развития.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1012. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия