II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Хронологически данный период охватывает V-XV века. Средневековье - это эпоха господства церковной идеологии, проникавшей во все сферы духовной жизни общества. Церковная идеология наложила отпечаток и на развитие философской мысли. В этот период философия официально являлась служанкой богословия. Она была призвана оправдывать, обосновывать церковные догмы, доказывать их истинность. Поэтому все религиозные проблемы принимали религиозную окраску. Наиболее яркими представителями данного периода являются: (демонстрируем слайд N 1)
АВГУСТИН доказывал, что мир сотворен богом из ничего. Бог сотворил и время, которого не было до творца. Сам бог находится вне времени. А время - это человеческое понятие, так как наш ум имеет способность разделять события на "до", "сейчас" и "после". История человечества, по его мнению, также определяется божественным провидением. Движется она от земных языческих царств к царству Христа. Закончится история человечества вторым пришествием Христа, который будет судить каждого человека в отдельности за совершенные грехи. Августин Блаженный подчеркивал, что вне церкви обрести спасение души невозможно. Большое место в его философских воззрениях занимали проблемы личности человека, его свободы, воли, разума. ФОМА АКВИНСКИЙ - принадлежал к одной из наиболее знатных семей Европы. Получил прекрасное образование в лучших европейских университетах. Являлся магистром теологии. Цель основных сочинений Фомы Аквинского - утвердить безусловную истинность христианства. Прежде всего он предложил пять основных доказательств существования бога: 1. Все что движется, чем-то приводится в движение. Следовательно, существует и перводвигатель. Он и есть Бог. Должна быть первопричина всего не имеющая причины. Она и есть Бог. Все в мире имеет различные степени совершенства. Значит есть и абсолютное совершенство - Бог. Все в мире служит какой-то цели. Источник целесообразности - Бог. 4. Бог существует, поскольку должен существовать конечный источник всякой необходимости. По мнению Фомы Аквинского Бог в виде общих идей содержит в себе все, что есть в этом мире. По образцу этих идей он и создает материальные вещи. В период с XIV-XVII века в Европе утверждается новая эпоха - эпоха Возрождения. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов естествознания, новых политических и социальных концепций. Существенно меняются и философские воззрения. Впервые их несли миру ученые-естествоиспытатели, стоявшие на материалистических позициях. К ним относятся: (деионстрируем слайд N 2)
Польский ученый НИКОЛАЙ КОПЕРНИК впервые выдвинул основные положения гелиоцентрической системы мира. Он отверг господствовавшую тогда идею, что Земля является центром Вселенной. Земля - это одна из планет, которая вращается вокруг Солнца и, помимо этого, вокруг своей оси. Это, в конечном итоге, и обеспечивает смену дня и ночи и смену времен года. ДЖОРДАНО БРУНО дальше развил взгляды Николая Коперника. Бесконечная Вселенная, по его мнению, имеет множество звезд, подобных нашему Солнцу, вокруг которых обязательно есть планеты похожие на Землю. Следовательно, и разумная жизнь должна быть не только на Земле. Итальянского ученого ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЯ не случайно называют " Колумбом неба ". Он явился основоположником экспериментально-математического метода исследования природы. Им был сделан целый ряд крупных астрономических открытий с помощью сконструированного им телескопа. В частности, Галилео Галилей обнаружил кратеры и хребты на Луне, открыл спутники Юпитера, пятна на Солнце, впервые объяснил природу Млечного пути. Галилей решительно отделял науку от религии и считал, что природа должна изучаться на основе научных методов, а не религиозных догматов. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ - крупнейший естествоиспытатель, мыслитель, художник. Многие его технические разработки обогнали эпоху на целые века. Например, им был создан проект летательного аппарата, подводной лодки, парашюта. Фундаментальны его открытия в области медицины, в частности, создание анатомического атласа человека. Ну и конечно, очень велика его роль в развитии художественно-эстетической мысли. Какие знаменитые работы Леонардо да Винчи вы знаете? ВЫВОД: Таким образом, если в средние века развитие философской мысли определялось церковью, то в эпоху Возрождения пробивает себе дорогу иная философская мысль, свободная от религиозно-мистических предпосылок, опирающаяся на опыт и знания.
|