Вторым этапом в развитии русской философии является период с конца XVII - по первую четверть XIX столетия
Он открывается реформаторской деятельностью Петра I, стремившегося поднять Россию до уровня передовых европейских держав. В этот период Московское государство становится Российской империей, а идеал православной "Святой Руси", сменяется идеалом сильного светского государства. Изменения затронули и философию. Яркими представителями этого второго периода были Михаил Васильевич Ломоносов и Александр Николаевич Радищев. Михаил Васильевич Ломоносов родился в семье рыбака-помора в Архангельской губернии. Девятнадцатилетним юношей он приезжает в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую Академию. По окончании ее Ломоносов был направлен для продолжения образования в Петербургскую Академию Наук, а затем в Германию - в Марбургский университет. Вернувшись в Россию Ломоносов стал работать в Петербургской Академии, где сделал ряд научных открытий мирового значения. Им были разработаны и предложены многие важные проекты: по освоению недр России, по развитию земледелия, промышленности и торговли, по развитию мореплавания и другие. Его вклад в развитие науки поистине колоссален: создание теории о природе грозовых электрических явлений, о природе северного сияния, открытие волновой теории света и многие другие открытия. Большой заслугой Ломоносова является то, что он заложил основы материалистической традиции в философии. Он считал, что все, что окружает нас - материально. Материальны предметы, свет, электричество, теплота, холод, магнетизм. В основе материи лежат мельчайшие частицы - атомы. Они недоступны для зрения, но они движутся и постоянно изменяют предметы, которые составляют. В философских воззрениях Ломоносова имеются и элементы диалектики. Он утверждал, что природа, ее растительное и животное царство, подвержены постоянному изменению и переменам. Эти изменения происходили в прошлом, они будут происходить и в будущем. Изучая земные слои, ученый высказал оригинальные эволюционные идеи об образовании гор, руд, каменного угля, торфа, нефти, янтаря. Он пришел к заключению, что наша Планета гораздо более древняя, чем возраст определенный церковью. То есть, своими эволюционными идеями он косвенно наносил удар по библейскому учению о сотворении мира Богом. Ломоносов говорил и о беспредельности миров, высказав предположение о возможности жизни на других планетах. Продолжателем его философских воззрений стал Александр Николаевич Радищев. Происходил из известного дворянского рода. Сначала учился в Московском университете, затем в Пажеском корпусе и Лейпцигском университете. По своим философским взглядам он был материалистом. Природа по его мнению состоит из материальных объектов, и каждый из них складывается из совокупности атомов. Главное свойство материи - движение. Весьма много внимания в своих философских взглядах он уделял проблеме человека. Человек - это часть природы, "совершеннейший из тварей", и развивается он по тем же законам, что и вся природа. Вместе с тем, человек существенно отличается и от животных, и от растений. Главное отличие - в умственной силе человека. Радищев подверг резкой критике религиозное учение о бессмертии и переселении души, доказывал, что сама идея бессмертия души порождена бедствиями и страданиями людей. Душа не может быть отделена от тела, она гибнет вместе с ним. Много внимания Радищев уделял и социальным проблемам. В своей книге " Путешествие из Петербурга в Москву " он подверг резкой критике крепостное право и самодержавие. Он пришел к убеждению, что в конце концов народ силой свергнет власть царей и помещиков. В будущем обществе жизнь будет строиться на разумном законодательстве, народовластии и имущественном равенстве.
|