ЕЕ РАЗВИТИЯ
ВВЕДЕНИЕ На прошлой лекции мы рассмотрели с Вами основные этапы развития европейской философии. Закономерно должен возникнуть вопрос: - а как же она развивалась у нас, в Беларуси? Следует отметить, что философская мысль славянских народов, представляющая определенную целостность, прошла длительный путь формирования и развития. Прежде чем возникла эта целостность, философские культуры славянских народов функционировали сначала обособленно друг от друга, и только значительно позже произошло их слияние. На сегодняшней лекции мы и должны выяснить, как же развивалась философская мысль России и Беларуси. Цель лекции: раскрыть основные этапы развития философской мысли в России и Беларуси и познакомиться с наиболее яркими ее представителями. I. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. Зарождение философской мысли в Беларуси относится к X-XI векам и связано с созданием государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах, сказках и былинах. Большое значение для развития философской мысли имело распространение письменности на территории Беларуси, что связано с принятием христианства. В X-XI веках появляются первые литературные памятник и сборники фрагментов, включающие в себя мысли античных философов, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, отдельных грамот и надписей. Среди них " Туровское евангелие", " Диоптра" и другие. В частности, " Диоптра" включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. На территории Беларуси распространялись произведения, общие для русской, белорусской и украинских культур. Среди них - " Повесть временных лет ", " Слово о полку Игореве ", " Поучение " Владимира Мономаха. В XI-XIII веках отмечается распространение просветительских идей. Возникло движение " нехтивцев ", представители которого посвящали свою жизнь и деятельность просветительству общества. К нему относились: Кирилла Туровский и Климент Смолятич, Ефросинья Полоцкая. Их просветительские идеи отражены в таких памятниках как: "Полоцкое евангелие", "Послание Климента Смолятича", "Сочинения" Кирилла Туровского. В XIV-XV веках особое развитие в Беларуси получили ереси. Движение еретиков было связано с критикой идеологии церкви, выступлениями против духовного угнетения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. Для XVI столетия характерно пробуждение оригинальной философской мысли. Развиваются идеи вольнодумства, свободомыслия, гуманизма. Это было связано с наступлением новой эпохи - эпохи Возрождения. Выдающимся представителем данного периода был Франциск Скорина. Франциск Скорина родился в 1490 году в Полоцке, в семье белорусского купца. В 1504 году он поступил в Краковский университет, который закончил уже в 1506 году со степенью бакалавра. Продолжал изучать философию, историю, логику, языки. Вскоре он становится доктором искусств. После этого Скорина начинает усиленно изучать медицину, анатомию, ботанику и защищает степень доктора медицинских наук. Экзамены ему пришлось держать в Падуанском университете, одном из самых престижных в Европе. Здесь этот молодой доктор наук поразил всех присутствующих своими необычайными способностями и знаниями. В 1517 году он приехал в Прагу и начал здесь широкую издательскую деятельность. Именно здесь он издал первую книгу на белорусском языке - "Псалтирь", а затем 22 книги Библии в собственном переводе, с предисловием и пояснениями. Не все одобрили подобную деятельность молодого ученого. У него появилась масса противников, возникли трудности. И через некоторое время Скорина переносит свою типографию на Родину - в Вильно, где и продолжает издательскую деятельность. Франциск Скорина был одним из образованнейших людей своего времени. Он свободно знал чешский, польский, латинский, греческий языки. В подлиннике читал произведения греческих и римских авторов. И нисколько не кичился своими знаниями, а стремился распространить грамотность, элементарные научные знания среди своего народа. Наилучшим средством осуществления этой цели он видел в издании книг на бело- русском языке. Скорина выступил в защиту национальных прав, культуры и языка своего народа, который польские феодалы стремились полностью изгнать из употребления. Он всегда был пламенным патриотом и стремился привить это чувство своим соотечественникам. В частности он писал: " Понеже от прирождении звери ходящие в пустыни знают ямы своя. Птицы, летающие по воздуху, ведаюць гнезда своя. Рыбы, плавающие по морю и в реках, чуюць виры своя. Пчелы и тым подобныя,бороняць улья своя. Також и люди, и дзе зрадилися и ускормлены суть по бозе - к таму месту вяликую ласку маюць" . По своим философским воззрениям Франциск Скорина был идеалистом. Но тем не менее он занимается изучением естественных наук и в его миропонимании нашли отражение передовые гуманистические тенденции. Он верил в беспредельное развитие человеческого разума, в его силу. Ум, по мнению Скорины, это самое высокое качество человека. Деятельность разума должна направляться на познание явлений окружающей жизни, на изучение лучшего, что дает история человечества, чтобы на основании опыта многих поколений людей построить жизнь на лучших началах. Разум должен служить целям практической жизни, а не абстракции. Скорина высказывал страстное желание постичь истину, осмысливать явления природы, проникнуть в сущность самого человека. И здесь огромное значение он придавал естественным наукам. Передовыми для своего времени были и его социальные взгляды. Он осуждал имущественное неравенство, произвол властей, считал крайне несправедливым такое распределение богатств, при котором одна часть общества владеет многим, а другая не имеет ничего. Один из немногих он оценивал умственные способности трудящихся не ниже способностей "образованных вельмож". Именно для простого народа им был начат выпуск книг на понятном для него языке. Много внимания Франциск Скорина уделил вопросам нравственности. Исходя из глубокого убеждения в том, что человеку от природы свойственно тяготение к добру, философ считал, что сами люди способны исправить свои дурные наклонности, видя перед собой примеры добрых поступков. Высшими моральными качествами он считал справедливость, чувство долга, патриотизм, товарищество. Цель же нравственного совершенствования у него чисто земная - человек должен исправить свои пороки и недостатки для того, чтобы "люди хорошо жили на свете". Во второй половине XIV столетия продолжателем традиций Франциска Скорины стал Сымон Будный. Он также принадлежал к наиболее образованным людям своего времени, свободно владел шестью иностранными языками. И очень высоко ценил образование. Отсюда стремление - распространить просвещение на Беларуси. В 1562 году им был написан " Катехизис " на белорусском языке. Главная его идея в том, чтобы белорусский язык получил заслуженное место в обществе и литературе, и не вытеснялся польским языком. " Все языки должны быть равны, и глупо пренебрегать одним и возносить под небеса другой", - говорил он. В отличие от Франциска Скорины Сымон Будный выступал с острой критикой пороков церкви. Духовенство, говорил он, обращает внимание только на обряды, посты и молитвы и требует дорогих пожертвований и дорогостоящих поминаний умерших. Оно не только не учит правде христианской религии, но и сама ее не знает. Поэтому духовенство, подвергшееся "духовной гнили" надо "вон гнать!" Сымон Будный высказал и весьма смелые взгляды о том, что Христос не был Богом, и в его рождении нет ничего таинственного. Духовенство осудило Будного как еретика. Его сочинения сжигали на кострах, сам он подвергся преследованиям. Близким по своим философским взглядам к Сымону Будному был и другой белорусский мыслитель второй половины XVI столетия - Василий Тяпинский. В XVII столетии большое влияние на развитие общественной мысли в Беларуси оказал Симеон Полоцкий. Главная идея, которую он высказывал в своем творчестве - идея объединения славянских народов: русского, белорусского и украинского. Он резко выступал против иноземного и католического гнета, гневно обличал униатское духовенство. Он показал, что высшее униатское духовенство и монахи - это волки в овечьей шкуре, в большинстве своем стяжатели и развратники, ведущие пустую и праздную жизнь. В иезуитских школах всячески высмеивается белорусский язык, религия, национальные традиции и обычаи. Поэтому Беларусь немедленно должна быть освобождена от них. В своих философских трактатах Симеон Полоцкий ратовал за доброе законодательство, за хороших правителей, осуждал невежество и тиранию. Главную задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, научить мудрости и правильной жизни. В XIX столетии развитие философской мысли в Беларуси было связано с социально-политическими процессами в России, с национально-освободительным движением. Наиболее яркой фигурой этого периода является Константин Семенович Калиновский. В период обучения на юридическом факультете Петербургского университета он активно участвовал в работе революционного кружка, познакомился с произведениями Чернышевского, Герцена, Добролюбова. По окончании университета Калиновский всю свою деятельность сосредоточил на подготовке вооруженного восстания в Белоруссии и Литве, проявив себя как талантливый организатор. Ему удалось за короткий срок собрать повстанческую организацию. Ее члены создали собственную типографию, где на белорусском языке печаталась газета " Мужицкая правда". Помимо этого проводилась агитационная работа, распространялась нелегальная литература. Калиновский подверг резкой критике реформу 1861 года, показал, что она не сняла основного социально-экономического противоречия в аграрных отношениях. Он выступил за революционное уничтожение помещичьего землевладения и передачу всей земли без выкупа крестьянству. Члены организации стремились привлечь широкие крестьянские массы к предстоящему восстанию, нацелить их на борьбу не только против помещиков, но и против самодержавия. Калиновский защищал идею "общинного социализма", полагал, что именно крестьянская революция уничтожит всякое неравенство. Его идеалом была власть народа. Следует отметить, что судьбу национально-освободительного движения белорусского народа К.Калиновский связывал с освободительным движением русского, польского, литовского и других народов. Что касается его социологических взглядов, то здесь он связывал развитие общества с прогрессом идей и разума. Однако это осуществимо только после победы крестьянской революции и уничтожения классовых противоречий. Во второй половине XIX столетия передовые философские и социальные идеи в Белоруссии находят свое развитие в творчестве Франтишека Богушевича и Янки Лучины. Ф. Богушевич - крупнейший белорусский поэт, одновременно являлся выдающимся мыслителем своего времени. Как и К.Калиновский он весьма критически оценивал реформу 1861 года. Указывал, что реформа не устранила антагонизма между крестьянами и помещиками, не принесла ожидаемой свободы крестьянам, а только усилила их эксплуатацию и обнищание. Отмечая важную роль в общественном развитии народных масс, создающих своим трудом материальные блага, Богушевич подчеркивал огромные возможности духовного и культурного развития белорусского народа. Все это, однако, сдерживается социальным и национальным гнетом населения Беларуси. Богушевич отмечал и реакционную роль религии, которая уводила народ от активной борьбы. Бог, писал он, не избавит людей от "злой воли". Обрести свободу можно не в религии, а в активной борьбе за свою свободу. Богушевич выступал в защиту преследуемых царизмом белорусского языка и белорусской культуры. Но при этом проповедовал уважение к языкам и традициям других народов. Социальные и революционные идеи были основными и в творчестве Янки Купалы и Якуба Коласа. Их взгляды отличает прежде всего реалистичный подход к пониманию действительности. Оба они пришли к выводу, что бессмысленно надеяться на радикальные реформы. Освободить народ Беларуси от всевозможного гнета можно только в результате организованной борьбы. Одновременно в своем творчестве они затрагивали и эстетические идеи, подчеркивали, что искусство всегда должно быть связано с интересами народа. В каких произведениях Янки Купалы и Якуба Коласа, которые вы читали, акцентируется внимание на этих проблемах? ВЫВОД: Таким образом, в истории белорусской философской мысли отразились основные тенденции развития, характерные для мировой философской мысли. Вместе с тем, на ее формирование оказали влияние особенности социально-экономического, политического и духовного развития России на протяжении многовековой истории. Прогрессивные философские идеи известных мыслителей Беларуси занимают достойное место в мировой философской культуре, являются ее яркой страницей, которую необходимо изучать, анализировать и осмысливать.
II. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ. Русская философия представляет собой оригинальное образование мировой философской мысли. Она возникла в Киевской Руси в период ее христианизации. Но развивалась в контексте русской культуры, что породило ее своеобразие. Каковы же основные этапы развития русской философии? Первым крупным этапом является период XI-XVII века. Древнерусская философская мысль вырабатывала принципиально новые, в сравнении с дохристианскими, представления о мире как творении Бога; о человеческой истории как арене борьбы божественной благодати и дьявольских козней; о человеке как двойственном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души. Ярким представителем древнерусской философии является великий князь киевский Владимир Мономах. В его знаменитом "Поучении" дан этический кодекс поведения мирян. Мономах исходит из убеждения, что праведная жизнь любого человека достигается добрыми делами. Поведение же целиком должно строиться на правилах домостроя. В философских взглядах Владимира Мономаха ярко прослеживается практическая направленность.
|