Предмет, структура, функции философии
Представим разные сложившиеся в истории развития философии ее определения: Философия – н аиболее общая часть мировоззрения, его фундамент; - н аиболее общее учение о мире и человеке; - с истематическая попытка разгадать тайну бытия и небытия интеллектуальными средствами (Чанышев А.Н.); - с истемно-рационализированное мировоззрение; - э поха, схваченная в мысли (Гегель); - е сть только идея возможной науки, которая нигде не дана in concreto, но к которой мы пытаемся приблизиться различными путями, поприще философии можно подвести под следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? - на первый вопрос отвечает метафизика, на второй – мораль, на третий – религия и на четвертый – антропология, все три вопроса сводимы к четвертому(И.Кант); - н аука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие, так и мышление, процесс познания, это форма общественного сознания.
Определение той или иной науки и есть наиболее емкая, точная формулировка ее предмета. Предметом науки считается та область действительности, которая изучается данной наукой; им может быть какая-либо область объективной действительности или субъективной (духовной) реальности. Предмет науки отличается от ее объекта: объект – это сложная реальность, каждая сторона которой служит предметом какого-либо отдельного знания. Так, мир является объектом изучения и физики, и химии, и биологии, и геологии, а человек – социологии, антропологии, логики, психологии, педагогики, медицины. Именно по предмету науки различаются между собой. Итак, необходимо выбрать наиболее адекватно отражающее предмет определение философии, которое бы отразило в концентрированном виде содержание, структуру и методы философии. Философия – наиболее общая часть мировоззрения, его фундамент, наука о наиболее общих законах, которым подчинено как бытие (природа и общество), так и мышление (человек), процесс познания. Наука о всеобщем, о сущности. Вся проблематика философии может быть сведена к одному – основному вопросу философии – вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Какой бы ни была философия в разных учениях разных авторов в разные исторические эпохи, она всегда представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если так называемый ОВФ в ней прямо не формулируется. Основной вопрос философии. Специфика философия выражается в ее проблематике. Как уже было сказано выше, философия решает два наиболее общих для человеческого познания вопроса: об отношении сознания к материи и о движении и развитии. ОВФ имеет сложную структуру, которая обусловила многообразие уровней и сторон философского мировоззрения, структуру философского знания и направления развития собственно философии. (см. уч-к В.В. Орлова с. 13)
Первый уровень является фундаментальным, имеет две стороны: первая может быть сведена к вопросу о первооснове мира (раскрывается в 3-х смыслах первичности); вторая – к вопросу о познаваемости. Решение вопроса о первичности фактически обусловило деление философов на два лагеря: монизм и дуализм (Декарт и в особом смысле Кант). Это деление не является последним, т.к. в рамках монизма также возможны размежевания – на тех, кто берет за основу материю и тех, кто – сознание. Это размежевание является для философии наиболее важным.
Монизм – от греч. monos – один, единственный, кладет в основу мира одно из двух начал – материю или сознание. Дуализм – от лат.dualis – двойственный, по существу отказывается от решения вопроса о первичности-вторичности и кладет в основу мира оба начала, материю и сознание. Материализм – в рамках этого направления философии материя является первичной во всех трех смыслах понятия первичности (см.ОВФ), а сознание является производным от материи. Отличается реалистичностью подхода к миру, пытается объяснить мир «из него самого», не вводя никаких внешних факторов. Идеализм – направление философии, кладущее в основу объяснения мира духовное начало. В рамках идеалистических концепций в разной степени происходит абстрагирование сознания от материи, в силу чего имеет место преувеличение роли сознания, признание его самостоятельности и активности. Понимание ОВФ в том или ином ключе невозможно вне понимания всех особенностей и крайностей вариантов его решений, вне доведения до предела возможностей объяснения той или иной философской концепции.
Вторая сторона – вопрос о познаваемости – необходима: вне ее ОВФ, ограниченный вопросом о первичности, бессмысленен. Данный вопрос заставляет философов разделиться вновь на 2 направления: некоторые признают безусловную познаваемость мира для человека, некоторые – агностики – отрицают. Представителями агностицизма явл-ся Д. Юм, И. Кант.
Агностицизм – от греч. a – отрицание, gnosis – знание, учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. В его основе лежит скептицизм, т.е. абсолютизация сомнения в познании, которое есть сложный и многоплановый процесс.
Деление философов по решению вопроса о познаваемости не совпадает с делением на материалистов и идеалистов. Так, например, Гегель – известный идеалист – признавал познаваемость мира. А многие из ранних материалистов считали, что мир непознаваем. Однако, данное несовпадение не является принципиальным. Последовательный материализм может быть связан только с признанием познаваемости мира для человека. Развитие философии показало, что первого уровня ОВФ недостаточно, т.к. остается неясным что познаетсяв качестве первичного / вторичного и кто познает. Второй уровень представлен тройственным вопросом о сущности. Он необходим: если мы сведем ОВФ только к отношению М и С, мы никогда не выясним его, поскольку не знаем что к чему относится. Сущность – смысл вещи, то, что она есть сама по себе, т.е. вне отношения к другим вещам. то что в процессе всех ее изменений в ней остается неизменным. Третий уровень представляет собой модификацию или превращенную форму первых уровней. В нем также глубинным образом выражено отношение сознания и материи, но на уровне отношения человека к миру. Этот вопрос сложен, так как человек не может быть полностью отождествлен с сознанием, а мир – с материей. Человек – это материальное существо, наделенное сознанием, а мир предполагает наличие в нем человека, обладающего сознанием. Данный уровень представляет собой конкретизацию первых двух. Этот уровень важен: ни одна философская система прошлого или современные философские учение не обходят стороной вопрос о человеке, о его будущем, о смысле жизни - в частности и существования - в целом. Разрешение ОВФ рождает на протяжении тысячелетий множество дискуссий. Особенную остроту ему придает введение понятия бесконечности (человек всегда ограничен своим конечным опытом и одновременно связан с бесконечной Вселенной). – Может ли конечный человек познать сущность бесконечного мира, его материальность или идеальность. Насколько достоверно его знание? ---------------------------- Давайте попытаемся определить бесконечность, бесконечность мира, бесконечность человека.
Формы идеализма складываются в ходе решения ОВФ. Идеализм существует в 2-х основных: объективный и субъективный. Объективный идеализм – утверждает, что мир является порождением и проявлением некого объективного сознания, независящего от человека. В разных философских учениях это духовное начало называется по-разному (Дух, Воля, Брахман, Идея). Оно порождает мир вещей, а также человеческое сознание. Ну а поскольку оно существует вне человеческого сознания, объективно, то эта форма идеализма и называется объективным идеализмом. Его классическими представителями в европейской философии являются Платон (ант.), Фома Аквинский (средневек.), Гегель (нем.кл.) Объективный – существующий до, вне и независимо от человеческого сознания. Субъективный идеализм – считал первичной реальностью человеческие ощущения. Вещи, мир – совокупность человеческих ощущений. Здесь утверждается зависимость мира, его явлений и вещей от человека, его сознания. Известными его представителями являются Беркли и Фихте. По Беркли, то, что мы называем вещью, есть совокупность наших ощущений, восприятий («существовать – значит быть воспринимаемым») Субъективные идеалисты говорят о том, что мир таков, каким мы его представляем. Сенсуализм – учение (гносеологического характера) о том, что ощущение является единственным источником познания. Если рассматривать ощущения как отражение реального мира, то последовательный сенсуализм приводит к материализму. Но если ощущения суть субъективное, за которым ничего не существует или существует непознаваемое, то такой сенсуализм приводит к субъективному идеализму. Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, утверждает, что для каждого отдельного сознания (человека) существует только он один, все остальные есть комплексы его ощущений. · Религия есть по сути объективный идеализм: возникнув намного раньше, являясь наряду с мифом фантастическим отражением реальности, фантастическим представлением о мире, существуя на базе веры и культа, она по своему понятийному содержанию представляет собой абстрагирование сознания от материи, «раздвоение» мира на божественный и «тварный». Главной предпосылкой как материализма, так и идеализма является необходимость познания человеком внешнего мира. Вне этой потребности человек не может выжить. Эта потребность переходит в необходимую потребность практического преобразования мира. Это есть важнейшая социальная предпосылка возникновения вообще философского мировоззрения. Она имеет общечеловеческий характер, т.к. одинаково необходима для всех людей в отдельности и для человечества в целом.
Вопрос о движении и развитии. Е сли ОВФ является вопросом не о формальном отношении сознания к миру, то он обязательно должен рассматривать мир в его развитии, человек, познающий мир, также развивается. Если полагать сознание вторичным, то его возникновение можно объяснить только из способности материи в процессе своего развития порождать другое. Т.о., вопрос о развитии является модификацией ОВФ, теснейшим образом связан с ним. Обычно говорят о двух подходах к его решению – диалектическом и метафизическом. Для метафизического присуще видеть либо отсутствие движения, либо сводить развитие к простому повторению, активной силой которого является бог или субъект. Диалектический подход видит развитие в борьбе и единстве противоположностей, когда сущее обладает способностью к самодвижению. Диалектика – учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя сам термин «диалектика» сформировался для обозначения искусства вести беседу, обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, он затем переносится и на понимание природы и человека в их противоположных определениях. Метафизика – антидиалектический способ мышления, как результат односторонности познания, когда вещи и явления рассматриваются как неизменный и независимые друг от друга. Термин «метафизика» изначально имел отношение к определению некой сверхфизической, сверхчувственной реальности, которая постигается только умозрительно, а уже позднее метафизика понимается как метод, противоположный диалектическому, для которого характерен поиск абсолютов, вечных, неизменных оснований чувственного бытия, он отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. Конечно, метафизика имеет и позитивное значение: иногда полезно рассмотреть изучаемый объект в статике, отвлечении от некоторых связей и отношений. Данный вопрос очень важен для ОВФ. С учетом второго и третьего уровней ОВФ, вне сведения его к единственному вопросу об отношении, обязательно затрагивается вопрос о том, развивается ли мир и человек, раскрывается ли сущностная природа на каждом новом этапе развития. Если материя или сознание полагаются первичными, то, что из них должно возникнуть в процессе развития другого. Вопрос о развитии – модификация ОВФ.
· Как связаны ОВФ и 2-й вопрос философии? Е сли ОВФ является вопросом не о формальном отношении сознания к миру, то он обязательно должен рассматривать мир в его развитии, человек, познающий мир, также развивается. Если полагать сознание вторичным, то его возникновение можно объяснить только из способности материи в процессе своего развития порождать другое. Т.о., вопрос о развитии является модификацией ОВФ, теснейшим образом связан с ним.
[1] Синкретический, синкретизм (от греч. synkretismos – соединение), нерасчленённость.
|