Полезности разные, а цены одинаковые
Итак, цены на рынке на однородную продукцию в общем довольно близкие или одинаковые, а полезность, значение каждого товара для покупателей неодинаково. Покупатели субъективно оценивают полезности приобретаемых товаров, но платят одну цену как за первую, так и за вторую или десятую партию товара. Необходимо пояснить, каким образом чисто субъективные оценки в итоге приводят к согласованной составляющей, к выравниванию и установлению единых взаимоприемлемых цен. Иными словами, каким образом при различных оценках и подходах покупателя и продавца возникает выигрыш для обеих сторон?
Каждый участник обменной операции стремится достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. При этом он предполагает достичь равного удовлетворения от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров. В выравнивании предельных полезностей состоит второй закон Госсена. Он гласит: должно существовать равенство предельных полезностей на рубль каждого товара. Иными словами, последний рубль, потраченный на мясо или сосиски, по своей полезности должен быть равен последнему рублю, потраченному на макароны или помидоры. Таково условие потребительского равновесия. Закон единства цены вытекает из закона замены потребительных стоимостей. Для покупателя существует определенный высший предел цены, выше которого он товар не купит. Для продавца имеется некоторая низшая граница цены, которую он согласен получить за свой товар и ниже которой он не хочет опуститься. Где-то на пересечении интересов (в соответствии со вторым законом Госсена) находится ступень, соответствующая желаниям обеих сторон извлечь полезность одинаковой интенсивности. Цена, приемлемая для той и другой стороны, выражает равенство предельных полезностей. Уравновешивающая функция цены складывается не просто как “средняя”, а из взаимодействия “конечных величин” — максимума полезности покупателя и минимума “утрат” продавца. Найденная таким образом цена есть результат сравнения предельных полезностей различных товаров. Если 1 кг апельсинов стоит 2 долл., а 1 кг ананасов б долл., то полезность ананасов равна утроенной полезности апельсинов. В соответствии с таким сравнением и устанавливаются на рынке цены на отдельные товары, формируются пропорции, складываются относительные цены. В итоге возникает равенство предельных полезностей на денежную единицу (рубль, доллар) каждого товара. Соотношение между положительной полезностью (удовлетворением какой-либо нужды) и отрицательной полезностью (отказом от удовлетворения другой потребности) определяет условия обмена, уровень цен. Следует заметить, что для австрийской школы ценность товаров определяется независимо от затрат труда. Для них стоимости как объективной категории не существует. Ценность чисто субъективна и выступает как степень полезности, как
средство удовлетворения желаний. Здесь другая крайность, иная односторонность. Повернув анализ от производства к потреблению. австрийцы “выбросили” рациональное зерно, отвергли объективный критерий — трудовые затраты.
|