Студопедия — Пневматические и тентовые конструкции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пневматические и тентовые конструкции






 

Для устройства пневматических конструкций, используемых в качестве временных покрытий, применяют воздухонепроницаемую ткань или синтетическую армированную плёнку. Пневматические конструкции покрытий – это мягкие оболочки, несущая способность которых обеспечивается некоторым избыточным давлением воздуха под оболочками или внутри их несущих элементов.

В зависимости от конструктивного решения пневматические конструкции бывают воздухоопорными или воздухонесомыми (рис. 5.23). Воздухоопорные оболочки выполняют цилиндрической, сферической, параболической или другой более сложной формы и они поддерживаются избыточным давлением воздуха до 500 Н/м2, которое обеспечивается вентиляторами-нагнетателями. Воздухоопорные оболочки перекрывают пролёты до 30 м и более со стрелой подъёма от 3/8 до 1/2 пролёта. При устройстве воздухоопорных пневмоконструкций особое внимание необходимо уделять уменьшению утечки воздуха, для чего нижняя часть пневмооболочки имеет внутренний и наружный фартуки из той же ткани. Внутренний фартук заводят под пол, а наружный присыпают землёй или закапывают в землю (рис. 5.24.1).

Воздухоопорные оболочки устраивают однослойными или двухслойными, при этом двухслойные представляют собой оболочку в оболочке. В такой конструкции пространство между скреплёнными между собой оболочками заполняется воздухом, что повышает теплозащитную способность системы.

 

Рис. 5.23. Основные виды пневматиче-ских покрытий: а, б, в – воздухо-опорные оболочки; г, д, е – воздухо-несомые покрытия; 1 – шлюз; 2 – растяж-ки между пневмоарка-ми; 3 – стойки, под-держивающие пневмо-линзу; 4 – оттяжки; L – пролёт

 

 

Воздухонесомые пневматические конструкции выполняют в виде пневматических каркасов из удлинённых цилиндров, имеющих арочное очертание и наполненных воздухом с избыточным давлением до 100 кН/м2. Пневмоарки устанавливают вплотную друг к другу или с шагом 3–4 м и скрепляют растяжками. По верху арок и растяжек укладывают покрытие из водонепроницаемой ткани. Для обеспечения общей устойчивости пневмоарочной системы её крепят оттяжками к анкерам у торцов сооружения (см. рис. 5.23 г, д). Диаметр цилиндров пневмоарок от 1/55 до 1/25 перекрываемого пролёта, а величина пролёта от 12 до 18 м. Кроме воздухонесомых пневмоарок применяют и пневмолинзы (см. рис. 5.23 е).

 

 

Рис 5.24.1. Воздухоопорная оболочка и её элементы: 1 – торцевая секция оболочки; 2 – сред-няя секция; 3 – монтажный шов; 4 – светопрозрачные вставки; 5 – силовой пояс; 6 – патрубки для подачи воздуха под оболочку; 7 – шлюз; 8 – грузовой шлюз; 9 – переходники; 10 – разгру-зочный трос; 11, 12 – фартуки (наружный и внутренний); 13 – анкер; 14 – присыпка; 15 – пол

 

Внизу воздухоопорные пневмоконструкции крепят к анкерным сваям или к бетонным ленточным фундаментам (рис. 5.24.2).

 

Рис.5.24.2. Узлы примыкания силового пояса воздухоопорных оболочек к основанию или фундаменту: а – крепление оболочки к анкерным сваям; б, в – крепление оболочки к ленточным фундаментам; 1 – винтовая свая-анкер; 2 – серьга; 3 – распределительный натяжной элемент; 4 – фартук наружный; 5 – оболочка; 6 – кулиска оболочки; 7 – фартук внутренний; 8 – прижимная планка; 9 – анкерный болт; 10 – деревянный брус; 11 – бетонный фундамент; 12 – металлический уголок

 

Тентовые конструкции покрытий применяют для временных сооружений. Их устраивают из водонепроницаемой ткани, которую закрепляют к каркасам в виде опор-стоек, оттяжек, опорных арок, тросов-подборов и других элементов (рис. 5.25).

Рис. 5.25. Тентовые покрытия: а – конусообразное; б – с поверхностью гипара; в – на опорных арках; г – многоопорное с поверхностью гипаров; 1 – тент; 2 – стойка; 3 – трос или шнур-подбор; 4 – крепление к анкерам; 5 – оттяжка; 6 – наклонные опорные арки; 7 – опор-ный трос; 8 – накладной предварительно натянутый трос

 

6. Архитектурно - композиционные решения зданий

 

6.1. Архитектурная композиция и её основные элементы

 

Художественная выразительность зданий достигается при помощи архитектурной композиции, т. е. построения (здания или сооружения), предполагающего установление единства функционального назначения, конструктивного решения и эстетических качеств. Композиция происходит от лат. composicio – составление, соединение, связывание. Архитектурной композицией называют такое гармоничное сочетание внешних и внутренних частей и форм здания или комплекса зданий, которое отвечает функциональным, техническим и экономическим требованиям и требованию архитектурно-художественной выразительности и органично вписывается в окружающую среду. Закономерное расположение нескольких зданий в сочетании их с внешним пространством составляет более сложную композицию – ансамбль.

В процесс создания архитектурной композиции входят разработка объёмно-планировочного решения и конструктивной схемы здания, решение его интерьеров и внешнего облика, установление взаимосвязи между внешним обликом здания и окружающей средой.

Основными составными частями архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объём. Сочетание этих двух составных частей образует объёмно-пространственную структуру здания. Видимый снаружи объем здания может иметь различную форму и состоять из одной или нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельным объёмом.

Композиция внутреннего пространства здания представляет собой построение помещений, основанное на единстве функционального соответствия каждого помещения и их функциональной взаимосвязи между собой, конструктивного решения и художественной выразительности.

Композиция внешних объёмов здания представляет собой объёмное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности. Композиция внутреннего пространства воспринимается человеком отдельными частями и постепенно, а композиция внешних объёмов здания может быть воспринята человеком снаружи целиком и мгновенно.

 

6.2. Приёмы построения композиций

внешних объёмов зданий

 

Композиции внешних объёмов зданий делятся на три группы:

1) простые, состоящие из одного объёма;

2) сложные, состоящие из двух и более объёмов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами;

3) комплексные, состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс.

Существует целый ряд приёмов построения композиций внешних объёмов зданий (рис. 6.1).

 

Рис. 6.1. Некоторые виды внешних объёмов зданий: а – центрическая композиция (крытый рынок); б – глубинно-пространственная композиция (кинотеатр); в – свободная композиция

Основные приёмы построения композиций внешних объёмов зданий:

· центрическая или объёмная композиция, при которой имеется центральный объем, около которого группируются соподчинённые объёмы. Такую композицию применяют для отдельно стоящих зданий, обозреваемых со всех точек зрения (театры, цирки, крытые рынки и др.);

· фронтальная композиция, при которой объем развит в одном направлении. Такая композиция характерна для фасадов зданий, она рассчитана на обозрение с одной стороны и применяется для зданий, расположенных вдоль улиц (например, жилые дома);

· глубинно-пространственная композиция, при которой объем здания развит в направлении, перпендикулярном к фронту здания – главному фасаду (кинотеатры, выставочные павильоны);

· свободная композиция, при которой различные по размерам и форме объёмы сочетаются между собой, обеспечивая наиболее удобную функциональную связь между зданиями и их помещениями (рис. 6.1).

 

6.3. Средства выразительности объёмно - пространственной композиции

 

Выразительность объёмно-пространственной композиции достигается с помощью следующих композиционных средств – симметрии и асимметрии, ритма, пропорций, масштаба, масштабности, тектоники, а также цвета, фактуры и т. д.

Симметрией называется строго закономерное расположение одинаковых элементов, архитектурных форм и объёмов относительно оси или плоскости, проходящих через геометрический центр композиции (рис. 6.2). Так, например, расположение архитектурно-конструктивных элементов (окон, дверей, простенков) в здании должно быть определено по отношению к оси с соблюдением правил симметрии.

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.2. Примеры симметричных композиций: а – вилла Ротонда, построенная в 1551–1567 гг. Андреа Палладио на вершине холма в Виченце (Италия) – это первая светская постройка эпохи Возрождения; б – здание биржи в Санкт-Петербурге; в – здание библиотеки в Москве

 

При асимметричной композиции её отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют (рис. 6.3).

Рис.6.3. Ассиметричная композиция. План и перспектива.

 

Ритмом в архитектуре называется закономерное чередование одинаковых архитектурных форм и членений или интервалов между ними. Ритм в композиции может применяться по горизонтали и вертикали. Пример ритма – размещение окон и простенков в гражданском здании, одинаково повторяющихся по горизонтали и вертикали.

Пропорциями в архитектуре называют соотношение геометрических размеров (длины, ширины и высоты) элементов и членений архитектурных форм между собой и с целым. Размеры помещений, оконных и дверных проёмов, форма и габариты объёмов здания определяют на основе функциональных требований, но их архитектурно-художественное воплощение осуществляется путём установления таких соотношений, которые создавали бы впечатление о здании как о произведении архитектуры.

Среди систем пропорциональных отношений в архитектуре используются целочисленные пропорции, пропорциональная система «золотое сечение» и геометрическое подобие. Целочисленные пропорции бывают контрастными (1:2, 1:3, 2:3, 2:5, 3:5 и т. д.) и нюансными (10:11, 11:12, 12:13 и т. д.). В практике за единицу целочисленных пропорций принимается отрезок, соразмерный с величиной какого-либо повторяющегося в здании строительного элемента или детали, и называемый пропорциональным модулем. В настоящее время этот модуль чаще всего совпадает с величиной строительного модуля.

Пропорциональная система «золотое сечение» основано на геометрическом построении, в котором целое делится на две части, из которых меньшая так относится к большей, как большая часть – к целому (рис.6.4). Если за целое принять 1, то большая часть равна 0,618, а меньшая – 0,382; т. е. 0,382: 0,618 = 0,618: 1.

 

Рис. 6.4. Графическое построение пропорциональной системы «золотое сечение»

 

Особенность этого соотношения заключается в том, что если за целое принять полученную большую часть (0,618), то при делении её по тому же принципу, большая часть нового деления будет равна меньшей части прежнего деления (0,382), т. е. в результате можно получить бесконечный пропорциональный ряд в обе стороны от 1, а именно: 4,236; 2,618; 1,618; 1,0; 0,618; 0,382; 0,236; 0,146;

В этом ряду сумма двух смежных членов равна предыдущему, а разность – последующему. Каждый последующий член ряда может быть получен умножением предыдущего на число 0,618, называемое модулем «золотого сечения». Сочетание членов ряда «золотого сечения» даёт самые благоприятные для глаза пропорции и широко применяются в построении архитектурных композиций.

Метод геометрического подобия основан на применении пропорционально подобных геометрических фигур, в частности прямоугольников. Признаком подобия прямоугольников является параллельное или перпендикулярное расположение их диагоналей, что обеспечивает подобие прямоугольных членений элементов и деталей (рис. 6.5).

Рис. 6.5. Подобие прямоугольников на основе параллель-ности или перпенди-кулярности диагоналей

 

 

Масштабность в архитектуре – это соотношение воспринимаемой человеком величины композиции и её элементов с размерами самого человека и с размерами привычных для человека элементов (окон, дверей и т. п.), а также соотношение восприятия размеров элементов и здания в целом с окружающей средой (рис. 6.6 а, б).

 

Рис. 6.6. Масштабность в архитек-туре: а – многоэтажное здание (в центре между двумя более высоки-ми); б – то же между более низкими

 

Масштаб в архитектуре характеризует степень расчленённости композиции, крупность её форм как по отношению к самому зданию, так и к окружающей застройке. Большое по величине здание, расчленённое на мелкие элементы, воспринимается как более мелкомасштабное по сравнению с небольшим зданием, расчленённым на крупные элементы (рис. 6.7 в, г).

Рис. 6.7. Масштаб в архитектуре: в – малоэтажное здание с крупными членениями между многоэтажными зданиями с мелкими членениями; г – многоэтажное здание с мелкими членениями между малоэтажными зданиями с более крупными членениями

 

Тектоника в архитектуре – это средство выявления и воплощения в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия основных конструктивных элементов системы между собой, т. е. тектоника – это конструктивное строение архитектурного сооружения, выявленное и использованное в художественных целях.

Тектоника – одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы. Любой архитектурный замысел выполняется с помощью технических средств, т. е. каждое здание и сооружение становится материальной действительностью только в конструкциях. Пластически разработанная конструктивная система, воплотившаяся в архитектурные формы, называется тектонической системой. Тектоника раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, отражает в ней работу конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб и осязаемо выявляет прочность, устойчивость и равновесие конструкции и сооружения в целом. Знание тектоники особенно важно для инженеров-строителей, разрабатывающих конструкции зданий.

Здания и сооружения в зависимости от их конструктивных решений, выявленных во внешнем облике, могут восприниматься человеком тяжеловесными, массивными или, наоборот, лёгкими, воздушными и, соответственно, вызывать у человека ощущение тяжести или лёгкости (рис. 6.8 и рис. 6.9).

 

 

Рис. 6.8. Тектоника. Греческий дорический ордер. Зрительное выявление сущности работы стоечно-балочной системы

 

 

Рис. 6.9. Тектоника. Динамичная форма конструктивного решения аэровокзала

 

Кроме настоящей тектоники зданий и сооружений используют декоративную тектонику, позволяющую тяжеловесные конструктивные решения зрительно воспринимать как более лёгкие. Так, например, арочно-стеновые (Колизей в Риме) и стеновые [Палаццо Ручеллаи (итал. Palazzo Rucellai) – дворец эпохи Возрождения во Флоренции, спроектированный Леоном Баттистой Альберти между 1446 и 1451 гг. во Флоренции] системы кажутся менее тяжеловесными при оформлении их под стоечно-балочную ордерную систему (рис. 6.10).

 

 

Рис. 6.10. Примеры декоративной тектоники: а – Колизей в Риме; б – палаццо Ручеллаи во Флоренции







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 1094. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия