Студопедия — ИСТОРИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ МАКЕТИРОВАНИЯ






       
   
 
 

История изготовления архитектурных макетов зданий началась почти одновременно с возникновением монументального строительства: именно в тот момент, когда впервые потребовалось объемно-пространственное изображение проектируемого здания. Еще в гробницах Египта находили миниатюры домов и храмов, роль которых была использована в религии для погребальных обрядов. В античной Греции макеты использовали для более понятных для нас целей – модели из воска или дерева служили для оценки архитектурного проекта. Широко макеты начали использоваться в эпоху Возрождения – тогда создавались миниатюры церквей, соборов. Очень сложный, детализированный макет собора св. Петра в Риме был более 7 метров в длину. В это время макет постепенно превратился в инструмент привлечения, шедевр мастерства исполнения. Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков запечатлены схожие сцены – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это, своего рода, символ покровительства городу какого-либо святого или знаменитого человека. К примеру, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, который держит в руках макет Киева (рис. 1).

 

Рис. 1. Ярослав Мудрый, держа- Рис. 2. Макет Камерино в руках

щий макет Киева покровителя города св. Венециано



А венецианский живописец Карло Кривели написал картину «Макет Камерино в руках покровителя города св. Венециано» (рис. 2).

Грандиозные замыслы – постройка корабля, собора, крепости – редко обходились без макетов. В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей, дворцов. Петр Первый был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная царем модель линейного корабля (это самый сложный вид моделирования). Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ, изготавливались придворными ювелирными мастерскими и были достойным, оригинальным и желанным подарком. К примеру, через год после коронации Николай Второй подарил Александре Фёдоровне «коронационное» пасхальное яйцо Фаберже. Внутри ─ маленькая карета, точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию (рис. 3). Кукольные домики, которые были популярны в Германии и во Франции были очень искусно изготовлены известными мастерами, включая мебель, живописные миниатюры, роспись стен (рис. 4).

Использование макетов в строительстве в нашей стране имеет многовековые традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты. Это подтверждается изображениями на фресках древних храмов (изображения Ярослава Мудрого - строителя, держащего макет Софийского собора в Киеве XIв.

(см. рис. 1), на стенописи Нередицкой церкви, построенной в 1198 г., и др.) и древними рукописями (например, псковской рукописью начала XII в). При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми образцами), которые в то время служили источником передачи информации строителям о замысле зодчего (рис. 5).

Русские зодчие XVIII─XIX вв. придавали большое значение изготовлению макетов при разработке проектов. Широко применялись разрезные сборно-разборные макеты для наглядности экстерьера и

интерьера здания. Пример макет Исаакиевского собора (рис. 6), храма Спаса на Крови Санкт-Петербург (рис. 7).

 


 

 
 

Рис. 3. Пасхальное яйцо Рис. 4. Кукольные

работы К. Фаберже домики

 

 
 

Рис. 5. Архитектор Огюст Монферран с макетом собора

 
 

Рис. 6. Макет Исаакиевского собора

 
 

 

Рис. 7. Макет храма Спаса на Крови

Выдающийся пример использования макета в инженерно-конструкторской практике ─ макет моста через р. Неву, выполненный великим русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.

 

На сегодняшний день архитектурный макет не утратил своей ценности и актуальности наряду с применением компьютерных трехмерных изображений архитектурных объектов.

Макет необходим:

─ для прохождения градостроительного совета, чтобы лучше раскрыть задумку архитектора;

─ рекламных целей (строительных и архитектурных выставок, выставок недвижимости, для демонстрации построеных зданий и сооружений);

─ как инструмент продаж (разборные макеты строящихся жилых домов с планировкой и прилегающей территорией);

─ как элемент интерьера в офисе архитектора, инвестора;

─ как необычный подарок (макеты «фэнтези» ─ сооружений из фильмов и мультфильмов).

 

Если говорить об истоках макетирования в процессе обучения архитектурной науке, необходимо отметить, что впервые форма композиционного творчества в макетах родилась на Западе в пропедевческих курсах Баухауза. Особенно перспективной оказалась работа с бумагой. Свободное экспериментирование с бумажной формой в пространстве позволило зафиксировать много больших и малых открытий в области нового стилеобразования, позднее проявившихся в реализованных архитектурных и дизайнерских разработках. Еще до Баухауза имелся некоторый опыт опробывания отдельных формальных упражнений в макетной форме (Беренс, Ван де Вельде, Тижик Итте и др.). Однако макетная (объемно-пространственная) форма решения композиционной задачи и ее представления была разработана Йозефом Альберсом. Это произошло в третьем, последнем периоде формирования пропедевческого курса в Баухаузе. С 1925 года он подключается к преподаванию вводного курса, а с 1928 года после ухода Моголь-Надя из Баухауза берет на себя его в полном объеме и руководит им вплоть до закрытия школы в 1933 году.

Альберс в своей методической разработке делал главный упор на развитие творческой фантазии учащихся с помощью экспериментальной, поисковой работы. Свободная, не отягощенная практической целью «игра» в материал, рождает смелость, инициативу и интерес. Изучение же конкретных технических приемов обработки материала с упором на их эстетические характеристики, наоборот, ограничивает развитие творческих потенций. Таким образом, Альберс реализовал ряд блестящих методических находок, которые позднее были восприняты многими художественными школами мира.

Работу с материалом он построил как поиск формообразования в отношении к конструкции. Чтобы наиболее полно почувствовать возможности материала в организации пространственной композиции, макеты выполнялись без использования обрабатывающего инструмента, преимущественно только одними руками. Материалом, как правило, была бумага, солома, фольга. Альберс видел в этом особый смысл. Так, бумага используется в композиции не в своем обычном назначении – как поле для письма, а как материал для построения пространственной формы, обладающей конструктивной прочностью. Приобретают значение ее края, форма и направление складок, положение в пространстве отдельных элементов, вид ее соединения между собой: врезание, скручивание и прочее. Склеивать бумагу не рекомендуется. Применяется главным образом сшивание и скалывание с помощью булавок. В процессе работы учащиеся открывают для себя новые возможности бумаги в гибкости, жёсткости, сжатии, растяжении.

Следует отметить, что Альберс требовал не просто продемонстрировать некий технический прием, но решить композицию, добившись определенной ее выразительности. К технологической стороне предъявлялись строгие формальные ограничения. Например, обязательно использовать определенный формат бумаги, при раскрое исключить отходы и прочее. Альберс считал, что такие упражнения являются отличной тренировкой в развитии пространственного и конструктивного мышления. В учебных композициях из курса Альберса отмечается, прежде всего, единство формы и конструктивной логики. Много внимания уделялось и комбинаторному мышлению, умению находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов. Высокую оценку методики Альберса дает Клод Шнайдт – влиятельный исследователь наследия Баухауза. Он утверждает, что Альберс, унаследовав положения пропедевтики Иттена и Моголь-Надя, сумел развить ее в направлении большей объективности содержания, подчеркивая эмпирический характер. В подтверждение он приводит следующее высказывание Альберса: «Именно свободное экспериментирование, не отягощенное предварительной теорией, а не выполнение специального задания, требующего определенной подготовки, дает желаемые результаты, придает уверенность себе. Вот почему мы никогда не начинали занятия (пропедевческого курса) с теоретического введения, действуя по принципу: «Вот тебе для начала материал и покажи, на что ты способен…».

До сегодняшнего дня в архитектурном образовании при изготовлении учебных макетов и упражнений в качестве основных материалов используют бумагу и картон.

 








Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 1035. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия