Студопедия — Уте Энгель. Готическая архитектура в Англии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Уте Энгель. Готическая архитектура в Англии






Англия в эпоху классического и позднего Средневековья

Англия была одним из первых государств, заимствовавших готическую архитектуру Франции во второй половине 12 века. Главным фактором, предопределившим усвоение здесь нового стиля, стали тесные исторические связи между двумя этими странами. В 1154 году королем Англии стал Генрих 2 (1154 - 1189). Он был отпрыском французской графской династии Плантагенетов, благодаря чему смог расширить территорию своего государства, присоединив к нему свою родную область на западе Франции. Еще со времен нормандского завоевания в 1066 году Англия была объединена также с Нормандией. Когда в 1152 году Алиенора Аквитанская развелась с французским королем и вышла замуж за Генриха Английского, к подвластным ему землям добавились владения супруги, располагавшиеся на юго-западе Франции. В результате во второй половине 12 века Англия управляла всей западной частью Франции, и ее континентальные владения превышали по площади территорию, находившуюся в распоряжении самого французского короля.

Но такая ситуация оказалась недолговечной. Сын Генриха, король Иоанн Безземельный (1199 - 1216), из-за постоянных стычек с французским королем и папой быстро лишился Нормандии и почти всех земель на западе Франции. В 1259 году, при Генрихе 3 (1216 - 1272), англичане потеряли Пуату, и во власти английской короны остались только территории на юге Франции; прямые контакты с Францией по большей части прервались. В результате в 13 веке у англичан стало формироваться независимое национальное самосознание. Английские аристократы, разумеется, все еще говорили на французском языке, но наречие, которым они пользовались, отличалось от принятого в центральных областях Франции. В 14 веке этот диалект постепенно слился с англосаксонским (древнеанглийским) языком, и на этой основе сформировался английский язык.

При Эдуарде 3 (1328 - 1377) снова вспыхнул конфликт с Францией и началась Столетняя война, которая продолжалась с небольшими перерывами с 1339 по 1453 год. Несмотря на первоначальные успехи, Англия в конце концов утратила все свои французские владения, как старые, так и временно приобретенные в ходе войны, за исключением города Кале. Власть английских королей ослабла; политическая стабильность в стране восстановилась только с воцарением Генриха 7 Тюдора (1485 - 1509). Его сын Генрих 8 (1509 - 1547) начал процесс реформации церкви в Англии, приведший к исчезновению монастырей. Это отразилось и на многочисленных соборах страны, добрая половина которых управлялась не канониками, а монахами-бенедиктинцами. Церковные богатства и земли перешли в руки короля, который основал заново несколько аббатств в качестве дополнительных епископских резиденций. Началась эпоха английского Ренессанса.

Отличительные черты английской архитектуры: собор Солсбери

Глубокий отпечаток на историю средневековой Англии наложил затянувшийся на века конфликт с Францией. Соперничество между этими двумя странами заметно сказалось на развитии английской готической архитектуры: с самого начала английские зодчие избрали независимый путь. Верные местным традициям, они, насколько это было возможно, сохраняли англо-нормандские строительные методы, сформировавшиеся в ходе развития англосаксонской архитектуры 10 - 11 веков, а также архитектуры Нормандии, с которой жители Британских островов стали знакомиться начиная с 1066 года. На протяжении всей готической эпохи англичане заимствовали в основном только те формы французской архитектуры, которые согласовывались с англо-нормандскими принципами. Ни разу не была воспринята вся система французской готики в целом, как это произошло, например, в Германии при возведении собора в Кельне. Французские формы всегда видоизменялись в соответствии с английскими традициями строительства. И в результате в Англии сложился самостоятельный тип готической архитектуры, характерные черты которого можно выделить на примере собора в Солсбери - одного из самых значительных образцов данного типа.

Солсберийский собор был основан в 1220 году - в том же году, что и собор в Амьене. Завершен он был также вскоре после амьенского - в 1266 году. Однако различия между ними поразительны. В отличие от амьенского собор в Солсбери расположен не в центре города, в окружении других зданий, а на окраине, в просторном кафедральном предместье. К северу от него когда-то возвышалась отдельно стоящая колокольня в стиле итальянской кампанилы. К югу расположился клуатр, окруженный высоким многоугольным, центрическим в плане зданием - залом капитула. Подобные многоугольные или круглые в плане залы капитула встречаются только в Англии; древнейший из них был возведен в Вустере около 1110 года.

План собора в Солсбери состоит практически из одних прямоугольников. Большой, просторный трансепт пересекает здание посередине; снаружи это средокрестие увенчано башней. В восточной части возвышается еще один трансепт, не столь внушительных размеров. Далее к востоку высота частей здания последовательно уменьшается: за высоким хором разместился более низкий, прямоугольный в плане деамбулаторий, а за ним - еще более низкая восточная капелла. Эти правильные геометрические формы находятся в соответствии со средневековым литургическим членением собора. Мирян допускали только в центральный неф; к востоку от главного средокрестия стояла алтарная преграда (pulpitum), отделявшая от нефа область хора, доступ в которую был открыт только духовным лицам. Между двумя трансептами располагались сиденья для каноников. К востоку от меньшего трансепта находился санктуарий с главным алтарем. Еще несколько алтарей помещались у восточных стен боковых нефов обоих трансептов. Деамбулаторий вел в восточную капеллу - ретрохор, посвященный Святой Троице. Это помещение использовалось также для обрядов в честь Девы Марии, соблюдавшихся в Англии с особой тщательностью. С конца 12 века характерной чертой английских храмов стали отдельные капеллы Богоматери, в которых ежедневно проводили службы в честь Девы Марии. Чаще всего такие капеллы сооружали у восточной оконечности храма в качестве ретрохора, и реже - с северной стороны хора.

Почти все новые готические хоры, повсеместно возводившиеся в Англии в ту эпоху, имеют прямоугольную форму. Многоугольные хоры французского типа с деамбулаторием и венцом капелл встречаются редко. Во второй половине 12 века в Англии сформировалось два местных типа прямоугольных хоров. На юге и западе Англии более распространена солсберийская версия хора с низким деамбулаторием и далеко выступающим к востоку ретрохором. А на севере и востоке страны возобладал другой тип храма, в котором вся область хора завершается сплошной стеной, а высота центрального нефа остается неизменной на всем протяжении. Это привело к возникновению плоского восточного фасада. Пространство интерьера таких больших прямоугольных храмов членится на части преградами.

При взгляде на собор в Солсбери снаружи средневековый зритель не обнаружил бы открытых контрфорсов, производящих столь эффектное впечатление в образцах французской архитектуры. Аркбутаны, которые мы видим сегодня, были сооружены позднее. Первоначально же контрфорсы в Солсбери были помещены под крышами боковых нефов; это типично английский строительный прием, восходящий к англо-нормандским традициям. Скрывать контрфорсы подобным образом было принято по двум причинам.

Во-первых, английские готические постройки были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 м в высоту, тогда как высота центрального нефа собора в Амьене - 43,5 м! Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую mur epais, толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен.

Однако английскую готику ни в коей мере нельзя рассматривать всего лишь как более скромную версию французской. Напротив: то, что английская архитектура проигрывала в высоте, она с успехом наверстывала в протяженности, а также в изысканности декора. Старый собор Святого Павла в Лондоне, например, достигал в длину 179 м. Длина же собора в Реймсе составляла всего 139 м. Кроме того, английская готическая архитектура отличается гораздо большим богатством декоративных форм и большей утонченностью в подходе к деталям и материалам, чем французская. Судя по всему, английские заказчики стремились к тому, чтобы в здании было как можно больше пролетов и чтобы декор его был как можно более грандиозным и пышным. Возможно, такая ситуация отражала процветание английской экономики в Средние века вообще и исключительное богатство средневековой английской церкви в частности (в 13 веке двенадцать из сорока самых богатых епархий Европы находились в Англии). Таким образом, создатели английской готической архитектуры ставили перед собой не столько технические, сколько эстетические задачи, стремясь разработать как можно более привлекательный декор стен, сводов и окон.

В соборе в Солсбери, как и в большинстве других английских храмов, эта ориентация на решение декоративных задач более заметна в интерьере, чем во внешнем виде. При взгляде из центрального нефа на восточную часть собора прежде всего бросается в глаза красочность использованных строителями материалов. Светлый известняк контрастирует с тонкими пилястрами типа en-delit, подоконниками и капителями, изготовленными из темного, блестящего, похожего на мрамор, вещества. Это так называемый пурбекский мрамор, известняк из отложений на юге Англии, который можно было отполировать под мрамор; начиная с 12 века популярность его среди английских зодчих постоянно росла. А поскольку к подобным сочетаниям материалов добавлялись яркая роспись профилей арок и сводов и красочные витражи, то неудивительно, что интерьер английского храма производил поистине великолепное впечатление.

Формы опорных столбов в Солсбери весьма разнообразны; каждый столб окружен множеством пилястров типа en-delit. От пролета к пролету форма опор меняется, и в одной только их моделировке в полной мере проявилась знаменитая изобретательность английских зодчих. На этих столбах покоятся гигантские арки со ступенчатыми профилями, формы которых также отличаются удивительным разнообразием, какого мы не найдем ни в одном образце французской храмовой архитектуры. Предпосылкой для такого разнообразия стала английская традиция использования нормандской mur epais, толщина которой маскировалась расчленением на тонкие, богато орнаментированные слои. Опорные столбы не связаны с пилястрами, на которые опираются своды, - основания этих пилястров лежат на уровне среднего яруса. Такие усеченные пилястры, укрепленные на консолях в форме миниатюрных резных голов, - еще одна характерная черта английской готики. Опорные столбы нижнего яруса не связаны в единую структуру с опорами сводов, как во французской готической архитектуре, а мыслятся как независимые архитектурные элементы или даже, скорее, как произведения скульптуры, которые можно рассматривать со всех сторон. Средний ярус собора в Солсбери свидетельствует о сохранении в то время англо-нормандской симпатии к галереям. Пазухи арок здесь богато украшены лиственным орнаментом и розетками. И даже в декоре верхнего ряда окон нефа над галереей доминирует мотив, типичный для английской романики, - ступенчатые арки, объединенные в группы по три. Стена в этой области расчленена на два слоя; между внутренним и внешним слоем размещен коридор.

Почти все крупные английские храмы создавались в несколько этапов, и в ходе строительства планы их претерпевали видоизменения. Зачастую храм строили понемногу, как бы небольшими порциями, и, в согласии со старой англосаксонской традицией, обязательно сохраняли часть прежнего здания: считалось, что лучше добавить несколько новых частей, чем сносить почтенную старинную постройку и на ее месте начинать все с начала. В результате во многих готических храмах Англии можно обнаружить фрагменты, относящиеся к различным эпохам; бок о бок находятся части, созданные по совершенно различным планам, не имеющим между собой ничего общего. В ходе дальнейшего обзора истории готической архитектуры в Англии мы неоднократно столкнемся с подобным сосуществованием разнородных элементов внутри единого строения.

Главные этапы развития английской готики: ранняя, “украшенная” и“перпендикулярная” готика

В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, не полностью совпадающие с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы. Термины для обозначения этапов развития английской готики, которые ввел в 1817 году Томас Рикман в своем труде “Попытка стилистической классификации английской архитектуры”, не утратили своей ценности и до наших дней. Каждый из этих трех периодов начинался с заимствования какой-либо из характерных черт французской готики, которая затем трансформировалась в соответствии с местными архитектурными традициями.

Первый период - ранняя готика - датируется приблизительно 1170 - 1240 годами. На этом раннем этапе был создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса, использовавшего здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики. Второй период, приблизительно с 1240 по 1330 год, называют “украшенной” готикой. Он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались в основном на собор в Реймсе. Наконец, период “перпендикулярной” готики, последний и самый продолжительный из всех, относится приблизительно к 1330 - 1530 годам. Несмотря на то что в конечном счете “перпендикулярная” готика восходит к французскому “лучистому” стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

Зарождение английской готики: включение новых элементов в англо-нормандскую традицию

В середине 12 века между Англией и Францией установился плодотворный культурный взаимообмен. В богатый репертуар форм английской романики стали время от времени включаться такие новые элементы, как стрельчатая арка, нервюрные своды над центральным и боковыми нефами и тонкие, изящные пилястры. Особенно важен факт заимствования нервюрных сводов. В Англии они появились впервые в 11 - 12 веках в соборе Дарема, но тогда еще использовались главным образом для перекрытия боковых нефов.

Важную роль в распространении французских идей сыграли в Англии, как и в других европейских странах, цистерцианцы. Почти от всех цистерцианских зданий в Англии сохранились лишь руины. Церковь аббатства Рош, построенная в 1165 - 1170 годах, очень близка образцам Северной Франции, в первую очередь - Пикардии. Преобладает стрельчатая форма арки; опорные столбы состоят из килевидных в плане пилястров с острыми ребрами, иногда поднимающихся вплоть до уровня пяты свода. Все это здание было перекрыто нервюрными сводами. Особенно характерен высокий трифорий с глухими стрельчатыми арками.

Но еще более важным фактором развития ранней готики в Англии являлись епископы-заказчики. Поддерживая тесные контакты с континентом, они стимулировали включение французских архитектурных новшеств в проекты английских храмов. Самым выдающимся из них был архиепископ Йоркский, Роже Понт ль'Эвек (1154 - 1181). Вскоре после вступления в должность он заказал реконструкцию хора собора в Йорке; однако впоследствии хор этот был разрушен, и известен он нам только по результатам раскопок. Однако в уменьшенном варианте он дошел до наших дней в состав собора в Рипоне; хор этого собора был построен по плану архиепископа Роже и датируется периодом между 1160 и 1175 годами. Здесь с удивительной точностью скопированы хоры раннеготических французских храмов - таких, как соборы в Нуайоне или Лане. Пучки колонн, выдержанные в изящных пропорциях, служат опорами для стрельчатых арок аркады и необыкновенно тонкой (для Англии) стены центрального нефа. Опоры свода опираются на отдельные кронштейны, расположенные строго над пучками колонн; каждая из них состоит из пяти пилястров н весьма гармонично сочетается с нервюрным сводом, который с самого начала фигурировал в архитектурном плане, однако выстроен был лишь позднее, из дерева. Трифорий, впоследствии застекленный, также согласовывался с французской традицией. Двойные стрельчатые окна с общим средником обрамлены двумя глухими окнами в стрельчатых арках. Этот мотив вскоре появится и в других постройках на севере Англии, в том числе в аббатстве Байленд и монастыре Тайнмут. Однако верхний ярус центрального нефа в Рипоне с группами по три арки и коридором вновь выдержан в англо- нормандских традициях.

В южных областях Англии культурный взаимообмен с Францией происходил еще активнее, ибо с континентом поддерживались постоянные связи через Ла-Манш. Влияние ранней французской готики особенно заметно в постройках, возведенных при епископе Винчестерском Генрихе Блуа (1129 - 1171); пример тому - странноприимный дом Святого Креста в Винчестере. На западе же Англии развивался оригинальный тип раннеготической архитектуры. Впервые он проявился в структуре двух западных пролетов центрального нефа собора в Вустере. Однако здесь еще сильны романские традиции, поскольку эти пролеты появились в результате ремонта старинной части здания, проведенного после того, как в 1175 году обрушилась башня. Так, в Вустере мы все еще обнаруживаем чрезвычайно массивную mur epais, высокую галерею, задняя стена которой является конструктивным элементом здания (как в трифории), и уже знакомый нам коридор в верхнем ярусе центрального нефа. Однако бросаются в глаза и несомненно новые элементы: стрельчатые арки наряду с полукруглыми; вертикальные пучки пилястров, выступающих из опорных столбов и поддерживающих нервюрный свод (позднее обновленный), и, самое главное, расчленение опорных столбов, аркад и пилястров на множество тонких колонок и профилей. Особенно декоративен средний ярус со скульптурными розетками и стеной, расщепленной на несколько слоев, выступающих уступами друг из-за друга.

 

Влияние собора в Кентербери на развитие английской готики

В 70-х годах 12 века название Кентербери было у всех на устах. Ведь в 1170 году слуги короля Генриха 2 убили архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета (1118 - 1170) в его собственном соборе. И уже в 1173 году, как только Бекет был канонизирован папой, началось паломничество к его могиле. А всего год спустя, в 1174 году, собор в Кентербери сгорел дотла, и далеко не все поверили, что это произошло случайно. Зато реконструкция хора повлекла за собой разработку архитектурного проекта, какого в Англии не видели уже много лет. Правда, поначалу монахи кафедрального монастыря в типично английском духе хотели сохранить то, что осталось от старого здания, с наибольшей полнотой. Однако они все же оказались восприимчивы к новым веяниям и устроили конкурс среди архитекторов. Победил француз - Вильям из Санса. Джервас, один из кентерберийских монахов, составил отчет о строительных работах вплоть до завершения хора в 1184 году, и этот отчет стал для нае одним из главных источников сведений о конструкции средневековых зданий.

Вильяму из Санса удалось разместить новое здание собора в границах старых стен, только удлинив при этом хор. В результате в Кентербери появилась первая из готических пристроек к хору, позднее столь часто встречающихся в образцах английской храмовой архитектуры. Однако в других отношениях монахи остались бескомпромиссны. Они потребовали сохранить в неизменном виде романскую крипту, а это предопределило размеры интервалов между опорными столбами в хоре над ней. Как и в старом здании, круглые в плане опорные столбы следовало чередовать с квадратными. Новый центральный неф не должен был превзойти по высоте старый; кроме того, в верхнем ярусе нефа требовалось сделать традиционный коридор. И все же Вильям из Санса приложил все усилия, чтобы создать собор по образцу французского, в стиле, принятом на его родине.

В первой по времени создания части нового собора - западном хоре для монахов - он по возможности уменьшил толщину и увеличил высоту опорных столбов, чтобы добиться изящных, вытянутых по вертикали пропорций. Для галереи он спроектировал аркаду со сдвоенными арками по образцу аркады собора в Сансе, хотя и более “скученную”, поскольку в Кентербери интервалы между опорными столбами пришлось сделать гораздо более узкими, чем в Сансе. Кроме того, зодчий придал новую форму многим пилястрам типа en-delit, распорядившись высечь их из темного мрамора, как это было принято на северо-востоке Франции. Четвертый ярус - трифорий во французском стиле - добавить не удалось из-за малой; высоты центрального нефа. Вильям сконструировал шестилопастные нервюрные своды французского типа, но опорой для них послужили всего лишь аркбутаны довольно незначительной толщины. Зато в восточном трансепте и в санктуарии он позволил себе зайти дальше в своих экспериментах и в первую очередь увеличил число окружавших опорные столбы пилястров из пурбекского мрамора. Блистательное великолепие этих пилястров, по-видимому, вселило энтузиазм в заказчиков собора. Однако затем случилось несчастье. В 1178 году Вильям упал со строительных лесов, и ему пришлось вернуться во Францию. Проект завершил его тезка-англичанин.

При англичанине Вильяме была возведена самая необычная часть собора в Кентербери: капелла Святой Троицы, которая располагается за алтарем в полукруглой апсиде с деамбулаторием и ведет к так называемому венцу - почти круглой в плане центральной капелле. Обе эти капеллы предназначались для отправления культа святого Томаса Бекета. Его усыпальница была помещена в капелле Святой Троицы - самой высокой части здания; в венце же разместили как священную реликвию его голову, отделенную от прочих останков. Эти капеллы стали декоративным средоточием нового здания: их украшают великолепные двойные колонны из разноцветного мрамора и огромные витражи с красочным изображением чудес, совершенных святым Томасом. Конструктивных новшеств здесь еще больше, чем декоративных: галерея,видоизменившись, превратилась в подлинно французский трифорий, а вдоль внешних стен расположились отделенные от них высокие, тонкие опоры, создающие “каркасный” эффект.

Несмотря на то что новый кентерберийский хор возводился в весьма специфических условиях, он стал чрезвычайно влиятельным и предопределил развитие английской архитектуры как минимум на семьдесят пять лет вперед. Одной из причин его необыкновенной притягательности был процветающий культ Томаса Бекета. Почитание этого святого привлекало в усыпальницу Бекета множество паломников. Во всех прочих крупных храмах страны, где покоились останки других святых, пытались добиться того же эффекта. В результате под влиянием нового архитектурного стиля Кентербери по всей Англии возникло множество новых хоров, ознаменовавших собой первый этап развития английской готики.

Ранняя английская готика: три стиля

Линкольн и Северная Англия

Одним из первых крупных храмов, возведенных вслед за собором в Кентербери, стал собор в Линкольне, реконструированный после землетрясения 1192 года. Как и в Кентербери, в проект этого здания были включены два трансепта, деамбулаторий (первоначально - с отделенной центральной капеллой), трехъярусный профиль и - первоначально - шестилопастные своды. Однако каждый из этих элементов был усовершенствован. Мастер-каменщик, работавший в Линкольне, явно стремился использовать все доступные архитектурные формы, при этом не повторяясь. В результате собор стал своего рода испытательным полигоном, более всего обогатившим английскую готику. Многим последующим поколениям архитекторов предстояло черпать идеи из представленного здесь широчайшего репертуара форм.

Особенно своеобразной стала первая по времени создания часть этого храма - хор, получивший имя в честь своего заказчика, епископа Хью из Авалона. Спроектирован этот хор был около 1210 года мастером-каменщиком по имени Джеффри (в качестве места его рождения указан населенный пункт Нуайе; не вполне ясно, какому государству он принадлежал, - Англии или Франции). В целом новое здание собора оказалось - как снаружи, так и внутри - более пышным и разнообразным, чем в Кентербери, и преподнесло прихожанам такие сюрпризы, как, например, пилястры с капителями, украшенными краббами. Но самыми важными новшествами линкольнского хора, благодаря которым он главным образом и прославился, стали синкопированная двухслойная глухая аркада и так называемые “безумные своды”. Количество лопастей в сводах хора Джеффри увеличил с шести (как было в Кентербери) до восьми. При этом каждый свод был разделен несимметрично: диагональные нервюры, расположенные друг напротив друга, расщеплены вдоль и сходятся в точках, находящихся к востоку и к западу от центра пролета. В результате образуется вытянутый ромб, простирающийся по диагонали от одного угла пролета к другому. Другие две противолежащие нервюры изгибаются так, что приходят в те же точки пересечения, формируя У-образную фигуру. Через центры всех сводов проходит параллельно стенам еще одно ребро, объединяющее своды в непрерывную последовательность. Это сложное сооружение стало первым масштабным и богато декорированным нервюрным сводом английской готической архитектуры. Оно служит наглядным свидетельством отважного экспериментаторского духа, присущего его создателю. Хронист того времени сравнивал этот свод с крыльями птицы.

В проекте центрального нефа собора Линкольна другой, не менее одаренный архитектор подытожил новаторские достижения своего предшественника. Опорные столбы здесь отстоят друг от друга довольно далеко. Использованы две формы пилястров из пурбекского мрамора: первые два опорных столба окружены пилястрами одного типа, следующие два - другого и так далее. Вообще декор нефа отличается высочайшим мастерством. Капители и консоли украшены английским “жестким” растительным орнаментом, в котором переплетены стилизованные бутоны, а листья и цветки словно бы клонятся под ветром. И здесь обращает на себя внимание структура сводов. Через все своды параллельно стенам нефа тянется продольное ребро. От каждой пяты свода веером поднимаются кверху семь нервюр, которые смыкаются с противолежащими нервюрами на продольном ребре. “Безумные” идеи хора Сент-Хью обрели в центральном нефе систематичное воплощение, еще более яркое, чем в хоре. Кроме поперечных и диагональных, здесь использованы дополнительные нервюры - так называемые тьерсероны, или тройные нервюры. Среднее ребро тьерсерона соединяется с укороченными парами поперечных нервюр, так что образуется звездообразная фигура. Этот первый в Европе звездчатый нервюрный свод был завершен, по-видимому, к 1237 - 1239 годам. Правда, при взгляде на весь потолок, а не на отдельный свод, звездчатый орнамент различим не слишком отчетливо. Зато границы пролетов как бы исчезают, и ребра, идущие от стен к центру свода, образуют крупномасштабный, четкий узор.

Непосредственное заимствование идей, впервые воплощенных в архитектуре собора в Линкольне, происходило в Северной Англии, где на рубеже 12 - 13 веков имел место настоящий строительный бум. На сравнительно короткое время здесь возникло множество новых соборов, коллегиальных и монастырских церквей. Реконструкция хоров превратилась в настоящее соревнование между зодчими. Красочные пилястры типа en-delit использовались в готической архитектуре Северной Англии довольно редко, так как достать здесь пурбекский мрамор, добывавшийся на южном побережье, было нелегко. Опорные столбы, как правило, имели форму пучков колонн. Заказчики нередко обходились без каменных сводов, довольствуясь деревянными потолками. Зато здесь уделяли особое внимание восточным фасадам и фасадам трансептов. Поскольку стены центрального нефа имели равную высоту по всей протяженности вплоть до восточной стены, то в Северной Англии появилось множество построек с весьма впечатляющими, устремленными ввысь плоскими восточными фасадами. На таких фасадах размещали один над другим несколько рядов высоких ланцетовидных окон - как, например, в бенедиктинском аббатстве в Уитби. При этом высота нижнего ряда окон соответствовала высоте аркады центрального нефа; высота среднего ряда равнялась совокупной высоте аркады и верхних окон центрального нефа; верхний же ряд окон восточного фасада служил украшением фронтона. Лучшим образцом североанглийских конструкций такого типа считается фасад северного трансепта кафедрального собора в Йорке, возведенного около 1234 - 1251 годов. Над глухой аркадой здесь поднимаются пять необыкновенно высоких и узких ланцетовидных окон, занимающих почти всю площадь стены; это и есть знаменитые “Пять сестер”.

Солсбери и Южная Англия

На юге Англии в конце 12 - начале 13 столетий под влиянием реконструкции собора в Кентербери приступили к воплощению нескольких достойных внимания архитектурных проектов. В частности, была проведена реконструкция соборов в Рочестере и Чичестере, а к собору в Винчестере пристроили ретрохор. Однако наиболее важной постройкой в стиле ранней английской готики стал собор в Солсбери, о котором выше уже шла речь. Солсберийский собор - единственный крупный образец английской готики, строившийся по заранее разработанному единому архитектурному плану и являвшийся не реконструкцией старого здания, а совершенно новым сооружением. Старому собору Солсбери приходилось ютиться рядом с королевским замком на довольно ограниченной площадке на вершине холма. А новое здание можно было выстроить в долине, в буквальном смысле среди чистого поля. По-видимому, с самого начала зодчий нового собора решил противопоставить свое творение роскошному собору в Линкольне с его дерзким новаторством. В результате собор в Солсбери характеризуется чрезвычайной упорядоченностью и простотой. Границы между отдельными частями интерьера, различающимися в плане литургической значимости, почти незаметны. Правда, в хоре формы опор неодинаковы и каждый опорный столб окружен восемью пилястрами, а в центральном нефе все опорные столбы единообразны и к каждому из них примыкает только четыре мраморных пилястра. То, насколько ограничен репертуар форм в Солсбери, особенно заметно при взгляде на свод: в отличие от Линкольна здесь использованы традиционные четырехлопастные нервюрные своды. Оконные стекла первоначально были расписаны в технике гризайль, что дополнительно усиливало впечатление сдержанности, которое производит здание собора в целом. Самый изысканный элемент этого строения - капелла Святой Троицы, расположенная в восточной части собора. Это ярко освещенное помещение со сводом, опирающимся на тонкие мраморные колонны.

В первой половине 13 века подобная простота стала характерной чертой целой группы построек, воздвигнутых на юге Англии. В качестве примеров можно назвать хор церкви тамплиеров в Лондоне и хор монастырской церкви в Саутварке (Лондон), а также часовни епископских дворцов в Кентербери и Лэмбете (Лондон). Их отличают тонкие, опорные столбы, большие окна и тяга к открытым пространствам зального типа. Заказчики этих зданий принадлежали к влиятельному окружению архиепископа Кентерберийского Стивена Лэнгтона, который сыграл важную роль в проведении церковной реформы. Один из священников этого круга, Ричард Пур, став епископом Солсбери (1217 - 1228), ввел новую форму литургии, которая благодаря своей ясности и практичности быстро привилась во многих английских церквях. Та же тяга к четкости и порядку отразилась в архитектуре группы построек, создатели которых ориентировались на собор в Солсбери.

Уэлс и Западная Англия

Развитие архитектуры на западе Англии пошло совершенно иным путем. Уже около 1175 года здесь начал складываться оригинальный архитектурный стиль. Это можно заметить, в частности, на примере западных пролетов центрального нефа в соборе Вустера. И хотя в храмах этого стиля мы не обнаружим пышного декора с мраморными пилястрами или пилястрами типа en-delit, все же проекты их отличаются особым изяществом и тонкой нюансировкой деталей.

Подлинным шедевром готической архитектуры Западной Англии стал собор в Уэлсе, строительство которого началось около 1180 года. Четко очерченные, но изящные контуры арок и опор особенно выделяются на фоне простых, гладких стен. Единообразные опорные столбы в центральном нефе плотно окружены тонкими пилястрами, сгруппированными по три в пучке; на каждый такой пучок опирается один из слоев ступенчатой в профиле аркадной арки. Ярусы четко отделены друг от друга горизонтальными поясками. Средний ярус далеко не столь глубок, как в более ранних образцах английской готики, и единообразная последовательность узких арок свидетельствует о том, что эта галерея создана по модели французского трифория. Верхние окна центрального нефа расположены необычно высоко и смещены по горизонтали относительно арок нижнего и среднего ярусов. Круто уходящий вверх нервюрный свод покоится на невысоких опорах, практически не нарушающих горизонтального членения стены. Такое разнообразие архитектурных решений поистине впечатляет, и проявилось оно не только в богатом репертуаре форм, но и в пышном, чрезвычайно изысканном декоре капителей с “жестким” лиственным орнаментом, включающим всевозможные фигурки людей и животных.

После пожара 1184 года возникла необходимость реконструировать монастырскую церковь аббатства Гластонбери, расположенного неподалеку от Уэлса. В 12 веке Уэлс, Гластонбери и Бат соперничали друг с другом за господство над всем регионом и за право превратиться в епископскую резиденцию (в 13 веке этот спор решился в пользу Уэлса). Соперничество между канониками Уэлса и гластонберийскими монахами отразилось и в архитектуре. Если в Уэлсе возникла новая стилистическая разновидность готики, то в Гластонбери была предпринята осторожная попытка модернизировать старый стиль. И это вполне понятно с точки зрения исторического прошлого: Гластонбери было одним из самых древних и самых богатых аббатств Англии. Легенда гласит, что гластонберийская часовня Богоматери - так называемая vetusta ecclesia (“старая церковь”) была основана самим Иосифом Аримафейским. И в свете состязания с основанным совсем недавно собором Уэлса монахи стремились подчеркнуть эти почтенные традиции в архитектуре.

Самой величественной постройкой Гластонбери должна была остаться часовня Богоматери - средоточие и главная достопримечательность аббатства. Это маленькое, прямоугольное в плане здание по всему периметру внутри и снаружи украшено арками с фиалами, а также зигзагообразными узорами и розетками. В результате реконструкции в часовне появились настенные росписи и витражи. Но несмотря на эту тягу к позднероманскому декору и на пристрастие к полукруглым аркам, автор проекта также использовал готические новшества: например, пилястры типа en-delit из голубоватого, похожего на мрамор, камня (до наших дней почти не сохранились), капители во французском стиле, украшенные “жестким” лиственным орнаментом, треугольные вимперги над порталами и нервюрные своды.

Таким образом, Гластонбери с его попыткой примирить старое и новое и Уэлс с подчеркнутой новизной его архитектуры воплотили в себе две принципиально противоположные концепции храмового зодчества. Но при этом они расположились всего в десяти километрах друг от друга и были воздвигнуты практически одновременно, а кроме того, материалы, использованные при строительстве обоих зданий, поступали из одной и той же каменоломни. Это - красноречивое свидетельство того, насколько четко и последовательно у







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 669. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия