Тестовые задания. 1. Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений?
1. Какое из определений наиболее точно и полно характеризует предмет истории политических и правовых учений? Предметом истории политических и правовых учений является: - различные теоретические концепции мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов о политических и правовых явлениях - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий - специфика политико-правовых учений как особой формы реальной действительности и своеобразных объектов научного исследования - теоретические предпосылки развития современного политико-правового знания, совершенствование теоретических разработок проблем государства и права 2. Основным методом истории политических и правовых учений выступает: - материалистическая диалектика - - критика консервативных и реакционных концепций - сравнительный анализ различных историко-правовых концепций - контент-анализ исторических и правовых источников 3. Ключевую роль в арсенале диалектики как метода исследований истории политических и правовых учений играет принцип: - релятивизма - гностицизма - рационализма - историзма 4. Согласно какому мифу о божественном происхождении и характере земной власти персона императора является точкой связи с высшими, небесными силами? - древнекитайскому - - древнеегипетскому - древнегреческому - древнеримскому 5. В какой древней стране боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб? - Египет - Вавилон - Индия - все ответы верны - 6. В соответствии с религиозно-мифологическими воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня: - Ламайя - Ма-ат - - Сидора - Исида 7. В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений? - «Поучение Птахотепа» - «Книга мертвых» - Поучение гераклеопольского царя своему сыну» - все ответы верны - 8. По древнешумерской мифологии, а также в Вавилоне в качестве покровителя справедливости, защитника слабых и теснимых фигурирует бог: - Шамаш - - Заратустра - Хаммурапи - Ипусер 9. В Древней Персии отход от ранних мифических представлений в сторону более рациональных воззрений связан с именем: - Дария - Аримана - Заратустры (Зороастры) - - Данатара 10. Что означает санскритское слово «веды»? - знание - - высшие силы - власть - справедливость 11. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии. - Веды - Упанишады - Закон Ману - все ответы верны - 12. Кто первый выступил с критикой основных положений брахманистской идеологии? - Ашок - Манапулла - Сиддхартха - - Дхамматурса 13. Что в переводе с древнеиндийского означает «Будда»? - законный - благочестивый - просветленный - - великий 14. Как вы понимаете термин «нирвана»? - узкий круг приверженцев буддизма - состояние высшей просветленности - - доброе отношение к другим людям - рационалистический подход к политико-правовой мысли 15. Кто является автором книги «Лунь юй» («Беседы и высказывания»)? - Лаоцзы - Конфуций - - Моцзы - Шэнь Бухай 16. Согласно чей концепции власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших? - Лаоцзы - Конфуций - - Моцзы - Шэнь Бухай 17. В чем смысл политической этики Конфуция? - достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизации правления - необходимость преодоления поляризации богатства и бедности среди населения - отрицание бунтов, борьбы за власть, завоевательных войн - все ответы верны - 18. В чем смысл принципа «исправления имен» (чжэ мин) в учении Конфуция? - привести «имена» (т. е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства) в соответствие с реальностью - обозначить место каждого в социальной системе - дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным - все ответы верны – 19. В каком веке конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии? - в I веке до н.э. - во II веке до н.э. - - в III веке до н.э. - в IV веке до н.э. 20. Кто является основоположником даосизма? - Лаоцзы - - Конфуций - Моцзы - Хань Фэй 21. В каком произведении изложена концепция даосизма? - «Дао дэ цзин» - - «Дао дэ гджун» - «Дао дэ мэй» - «Дао дэ чоу» 22. Лаоцзы характеризует дао как: - как независимый от небесного владыки естественный ход вещей - естественную закономерность - высшую добродетель и естественную справедливость - все ответы верны - 23. Как вы понимаете следующее изречение Лаоцзы? «Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято». - надежда на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость - независимость от небесного владыки - революционный призыв к освобождению низов от гнета, страданий и нищеты - враждебность к людям, низкая оценка их качеств 24. Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме? - воздержание от активных религиозных действий - осуждение антинародной активности властителей и богатых - - призыв воздержаться от критики народных притеснителей - призыв всецело положиться на волю императора 25. В чем заключается консервативно-утопический и реакционный смысл концепции даосизма? - призыв к патриархальной простоте минувших времен, к жизни в маленьких, разобщенных поселениях - отказ от письменности, орудий труда - тотальная критика культуры и достижений цивилизации - все ответы верны - 26. Кому в Древнем Китае принадлежит договорная концепция возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти? - Хань Фэй - Лаоцзы - Моцзы - - Цзын Чань 27. Кому Моцзы адресует следующий принципиальный упрек? «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам». - легистам - даосистам - конфуцианцам - - местным сановникам 28. Кто в Древнем Китае выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа), суровые наказания? - Шан Ян - - Моцзы - Конфуций - Лаоцзы 29. Когда в Древней Греции возникла государственность? - в I тысячелетии до н.э. - во II тысячелетии до н.э. - в III тысячелетии до н.э. - в IV тысячелетии до н.э. 30. Кто в поэмах Гомера («Илиада», «Одиссея») выступает в качестве верховного заступника всеобщей справедливости (дике), сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд? - Геракл - Зевс - - Посейдон - Аполлон 31. Кого бы вы причислили к когорте «семи мудрецов»? - Фалес - - Гиппократ - Цельсий - Демосфен 32. Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о: - загробной жизни - вреде междоусобных войн - объединении городов-полисов Греции - числах - 33. Наихудшим злом пифагорейцы считали: - бедность - анархию - народовластие - безграмотность 34. Что означает слово «софистика»? - стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек - - справедливость, рассудительность и благочестие - интерпретация мифа о происхождении человечества - высокая оценка достижения человеческой цивилизации 35. Кого можно отнести к старшему поколению софистов? - Протагор - Горгий - Продик - все ответы верны - 36. Кого можно отнести к младшему поколению софистов? - Демокрит - Ликофон - - Зенон - все ответы верны 37. Кто был непримиримым критиком софистов? - Сократ - - Продик - Гиппий - Антифонт 38. Какой из диалогов не относится к творчеству Платона? - «Апология Сократа» - «Протагор» - «Законы» - «Народ» - 39. В каком сочинении Платон конструирует идеальное справедливое государство? - «Политик» - «Софист» - «Государство» - - «Законы» 40. Кому принадлежит изречение: «Платон мне друг, но больший друг - истина»? - Фалесу - Аристотелю - - Продику - Демосфену 41. Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах? - Фалес - Продик - Аристотель - - Демокрит 42. В каком из произведений Аристотеля освещается политико-правовая тематика? - «Политика» - «Афинская полития» - «Этика» - все ответы верны - 43. Что является, по Аристотелю, критерием уравнивающей справедливости гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания? - «арифметическое равенство» - - «геометрическое равенство» - магия чисел - аксиоматические выводы 44. Распределяющая справедливость по Аристотелю исходит из принципа «геометрического равенства», что означает: - наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от сословного происхождения - деление общих благ по достоинству, пропорциональному вкладу и взносу того или иного члена общения - - наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от воинской доблести - наделение властью, почестью, деньгами в зависимости от царской милости 45. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой: - гармонично сочетается царская власть с властью аристократии - господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов - - естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное - индивид стремится к мировому согражданству 46. Кто является основателем стоицизма? - Платон - Зенон - - Эпикур - Полибий 47. Какое из суждений является ложным? Историю Древнего Рима принято делить на три периода: - царский (754 – 510 г.г. до н.э.) - республиканский (509 – 28 г.г. до н.э.) - императорский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.) - христианский (до 1453 г.) - 48. В чем видит основную причину происхождения государства Марк Туллий Цицерон? - слабость людей - страх перед враждебно настроенными соседними народами - врожденная потребность людей жить вместе - - вес ответы верны 49. Какие формы правления выделяет Цицерон в своем учении? - царская власть - власть оптиматов (аристократия) - народная власть (демократия) - все ответы верны - 50. Какой вид властвования по Цицерону является уродливым? - тирания единоличного владыки - власть толпы - господство клики - все ответы верны - 51. Назовите яркого представителя римского стоицизма. - Луций Анней Сенека - Эпиктет - Марк Аврелий Антонин - все ответы верны - 52. К чему в своих воззрениях склонялись римские стоики? - проповедь фатализма - политическая пассивность - коспомополитизм - все ответы верны - 53. Кто первоначально в Древнем Риме занимались вопросами права? - сенаторы - понтифики - - патриции - полководцы 54. Согласно преданию начало светской юриспруденции в Древнем Риме связано с именем: - Марка Аврелия - Эпиктета - Гнея Флавия - - Сенеки 55. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на: - уголовное и цивильное - публичное и частное - - общегосударственное и местное - римское и колониальное 56. В области цивильного права римские юристы обстоятельно разработали вопросы: - собственности - семьи - завещаний, договоров - все ответы верны - 57. Особой тщательностью отличается освещение римскими юристами имущественных отношений с позиций защиты интересов: - частного собственника и товаровладельца - - плебса - ремесленника - воина (легионера) 58. Когда возникло христианство? - I в. н.э.- - II в. н.э. - III в. н.э. - IV в. н.э 59. Основные произведения раннего христианства: - Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) - Евангелия - послания апостолов - все ответы верны - 60. В каком сочинении Аврелий Августин разрабатывает основные положения христианской философии? - «Трактат о происхождении христианства» - «О религиозной этике» - «О граде божием» - - «Человеческая свобода» 61. В методе средневекового политико-юридического мышления, разрабатывавшемся в рамках богословской схоластики, был весьма велик удельный вес религиозного: - догматизма - - фарисейства - стоицизма - эпикурейства 62. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам: - искусство аргументации - логическая техника - формы ведения споров - все ответы верны - 63. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков? - Я. Гуса - Дж. Уиклифа - Ф. Аквинского - - М. Падуанского 64. Каково предназначение человеческого (позитивного) закона по Ф. Аквинскому? - силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели - - стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей - стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве - стать идеальным собеседником для бога 65. Каково предназначение естественного закона по Ф. Аквинскому? - силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели - стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать истину (бога) и уважать достоинство людей - - стараться уйти от мирской суеты, земных радостей и найти успокоение в молитве - быть непримиримым противником еретиков, бороться с ересью 66. Назовите яркого представителя бюргерской ереси в Англии? - Дж. Уиклиф - - Ян Гус - М. Лютер - М. Падуанский 67. Какую основную идею проводит М. Падуанский в своем сочинении «Защитник мира»? - настоящий источник всякой власти – светское государство - церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти - - упразднение сословия аристократов - необходимость конституционного монархического строя 68. По преданию ислам возник в: - Константинополе - Александрии - Мекке - - Багдаде 69. Что является основным источником мусульманского права? - идеология Корана - - идеология шиизма - идеология суннизма - все ответы верны
|