ППУ в раннем христианстве
Религиозный канон христианства – Библия. Ветхий и Новый Завет. Ветхий – в 12-2 вв. до н.э. Новый – 1 в. н.э. Ветхий – ¾ объёма Библии, 47 книг. Ветхий завет состоит из 3 групп книг. Первые 5 книг – Пятикнижие(Тора). Считаются священными и у христиан, и у иудеев. 2 часть – книги царств(4 шт.). История Израиля. 3 часть – пророчества. Религиозная философия Ветхого Завета. Главное в 5-книжие: Бытия, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Книга Бытия – это космогонический миф древних евреев. 2 идеи: 1) Идея единого Бога. Идея монотеизма. 2) Бог – творец мира. Всё заканчивается изгнанием из рая. Идея – Бог не только сохранил мир, но и дал ему законы. Евреи – богоизбранный народ. Договор – евреи выполняют 10 моральных заповедей, взамен – спасение души. Исход – бегство евреев из Египта. Аллегорический смысл – разрыв евреев с древневосточной философской религиозно-правовой традицией. Цари Израиля воспринимались как земные люди. Все люди равны перед Богом. Из этого вытекают такие идеи как: - идея народного суверенитета как легитимации гос власти не «сверху», а «снизу», - идея разделения властей. В первой книге царств описывается, как люди избрали на царство царя Саула. Автоматического наследования нет. Различия Ветхого и Нового Заветов. Разница в понимании Бога. Бог Ветхого завета – суровый бог закона, много восточных черт. Новый завет. Главные 4 Евангелия от Матфея, Марка, Иоанна и Луки; 21 Послание святых апостолов; Деяния святых апостолов; Откровения(Апокалипсис) Иоанна Богослова. Евангелия – в переводе «благая весть». Благая весть о пришествии Спасителя. Спаситель искупает первородный грех Адама и Евы, и тем самым даёт возможность Богу-отцу прощать человеческие грехи «на халяву»(покаяния). Бог Нового завет – бог любви. Западный гуманизм. 4 Евангелия дают 4 разных жизнеописания земного пути Иисуса Христа. Новый завет внутренне логически противоречив. Это та особенность христианской доктрины, которая смогла совместить древне-греч философию с греческим правом. Никто не мог обладать абсолютной истиной. Истина рождается в споре – динамика. Экклесии – раннехристианские общины. Эсхатологизм – учение о конце света. Ранние общины практиковали так называемый – казарменный коммунизм. По социальному составу – низы общества. К 50-60-м гг. 1 в. стало ясно, что такое мироотвергающее восприятие не имеет будущего. Апостол Павел провёл реформу. 1. Была изменена религиозная доктрина. Актуальный эсхатологизм изменился официальным эсхатологизмом. Дату конца света определят не человек, а Бог. Таким образом, дата перемещается в будущее. Задача христианина – совершенствование. 2. Следует смена этической доктрины. Пассивное ожидание заменяется активной деятельностью христианина по преобразованию окружающего мира. 3. Павел создаёт заново миро- доктрину. Все равны перед Богом, но не равны меду собой. Праведники не равны грешникам, трудолюбивые – лентяям. Собственность – награда за труд. Теория собственности(закончена будет Дж. Локком). Институт благотворительности. Реабилитация физического труда. Обязанность каждого христианина трудиться – важнейший способ искупления первородного греха. 4. Политическая доктрина. «Помирился с Римской империей». Ключевые тезисы – притча Христа и Моисея (???) о споре с Фарисеем. «Богу – богово, а кесарю - кесарево». Разделение государства и церкви как институтов. Церковь – сообщество верующих, обеспечивает спасение души через исполнение таинств. Государство – сообщество граждан. Это противоречие разрешает из книги бытия про первородный грех. Любое преступление христианин совершает подчиняясь дьявольской воле, и поэтому когда гос-во наказывает преступников оно борется с дьяволом. Христианство оказалось совместимым с римским правом. Вторая формула – послание Павла к римлянинам. «Всякая власть да от Бога». Христиане обязаны подчиняться римским законам. Павел не регламентирует определённую форму государства. Таким образом, он задает христианской доктрине режим открытости. Это то качество кот роднит христ-во и политико-правовую мысль. Фома Аквинский и Августин.
|