Лекция 7
Основной религиозный догмат Кальвина. Догмат о предопределении. Заключается в разрыве с католич церковью. Католики исходили из двойственной природы человека – праведна душа, греховно тело. Таинство католической церкви спасали душу и игнорировали тело. Кальвин исходил из того, что у чел-а греховна и душа, и тело. Поэтому один человек другого спасти не может. Это может сделать только бог. Почему он спасает одних, а других не спасает – известно лишь богу. До рождения люди предопределены. Предопределение – в профессии человека. Узнаёт о своём предопределении при наличии успехов или неудач. Успех – спасение. Если человек терпит неудачи – наоборот. М.Вебер назовёт это протестантской этикой. Маркс – первонач идеологией накопления капитала. Трудолюбие протестантское ориентировано на результат. Протестант ориентирован на профессиональный рост. То есть рационализированное трудолюбие. Если человек получает богатство от бога – он ответит за богатство на страшном суде. Поэтому богатство нельзя потратить ради личных прихотей. Нужно потратить его разумно. Богатство превышающее средний разумный уровень должно превратиться в капитал. Политическая концепция. Специфическая республика. Во главе респ – пресистория. Кальвин ввёл всеобщее активное избирательное право. Ввёл ограниченное пассивное избирательное право(лишь некоторые люди могли быть избраны).
Политико-правовые учения в школе «естественного права» 17 века. «Право войны и мира» Гуго Гроция. 1583-1645 гг. Дед иммигрировал из Франции в Голландию, куда вернулся его внук, чтобы изучать право. Гроций профессиональный юрист. В 1613 году вернулся в Голландию, стал муницип служащим в Роттердаме. В 1618 году – осуждён на пожизненное тюремное заключение. Бежал. Переехал во Францию. В 1632 году уехал в Гамбург где поступил на дипломатическую службу. В 1645 году умер от воспаления лёгких. 1625 год – 3 книги о праве войны и мира. Гроций основал школу Естественного права; Международное право в современном праве. Естественное право. Первая правовая школа нового времени. Само естественное право в понимании Гроция – это совокупность нравственных качеств личности, кот проявляются во владении чем-либо, в действиях и в отношениях. Эти качества становятся основой законов, как правила нравственных поступков с обязывающей силой обеспеченных государством. Соответственно государство у Г – союз свободных людей, заключенный для соблюдения права и общей пользы. Основная идея естественного права – естественное право это законы природы постигаемые разумом человека. И в понимании государства у Г появляется идея общественного договора. Общественный договор – это договор слабых, кот заключают его, чтобы создать гос-во и получить таким образом защиту от произвола сильных. Собственно международное право. В рез велик геогр открытий – появляется система междунар разделение труда. Возникла потребность в межд праве, как инструменте регулирования торговли. Негативная тенденция – резко возросли человеч и материальные потери в ходе войн. Войны католиков и протестантов получили тотальный характер. Гроций создаёт «Право войны»(сегодня - Межд гуманитарное право). Гроций базируется на Ветхом завете. Библия используется, но рассматривается лишь как очень умная книга. Все люди имеют общих предков, поэтому грех убийства – грех №1. Люди воюют именно в силу своей греховности. Возлюби своего ближнего как самого себя, но не больше самого себя. Надо прощать обиды, но не оскорбления, обиды нанесённые лично ему, но не тем за кого он в ответе. Задача права войны – сократить ущерб от войн. 1) Хочешь мира – готовься к войне. Государь может начинать войну лишь если его гос-во к ней готово и следовательно имеет шанс на победу. Если не готово – войну начинать нельзя. 2) Классификация войн. а) Справедливые и несправедливые. На основании соответствия естественному праву; справедливые – либо защищают, либо восстанавливают естеств право, несправедливые – нарушают. Справедливая война может быть наступательной. б) Частные и публичные. Частные – между гражданами одного гос-ва. Их нужно предотвращать. Публичные – неизбежны. в) Торжественные и неторжественные. Торжественные – войны, ведущиеся в соответствии с юридическими процедурами(объявление о войне, завершение о войне). Неторжественные войны – фактор внезапности. 3) Предлагает различать комбатантов и не комбатантов. Комбатанты – воюющие, не комбатанты – мирное население. Не комбатанты не могут воевать в силу своей профессии(священники, крестьяне), в силу своих физических качеств (дети, старики, женщины). 4) Вопрос о выборе средств войны. О праве блокады. Блокада побережья. Гроций вводит принцип «открытого моря». Территория относящаяся к суверенному использованию и территория общего пространства и пользования. Гроций требует, чтобы блокада использовалась только против комбатантов. 5) Вопрос о выборе оружия. Гроций выступает против использования оружия массового поражения. «Воевать надо мечом, но не ядом». 6) Гроций против убийства военнопленных. Военнопленного можно в период войны заставить работать. Работа – плата за жизнь. После войны – выкуп. 7) Гроций против тактики «выжженной земли». Армия имеет право захватывать трофеи, использовать вражеское имущество для военных целей, но армия не должна проводить бессмысленное уничтожение. 8) Если государство начало войну, с самого начала войны оно должно искать пути к миру. С этой целью военачальники должны получить право заключать перемирие. Мирный договор вправе заключать глава государства или его представители. Во время перемирия должны работать посредники, которые должны искать способ к заключению мира. Гроций требует: - неприкосновенности посредников; - «повышенная гибкость» переговорщиков; - посредники должны ориентироваться на справедливость, а не на право. Требование к заключения мирного договора - уполномоченные лица(если король, глава республики – должен обладать здравым умом и свободной волей).
«Левиафан» Томаса Гоббса. Томас Гоббс. 1588-1679 гг. Родился в семье сельского священника в Англии. Бакалавр свободных искусств. 1640 – начинается буржуазная революция. Миграция в Париж, где в 1642 году пишет свой первый трактат «О гражданине». «Левиафан» или «Материя, форма и власть государство-церковного и гражданского». Левиафан – символ гос-ва. Общественный договор – акт создания гос-ва, переход от естественного состояния к гражданскому. В естественном состоянии государства нет, все люди – взаимно изолированные атомы в броуновском хаотическом движении. Они двигаются под влиянием естественных страстей. Естественные страсти толкают их к богатству или к власти. Поэтому начинается война всех против всех. В условиях этой войны каждый человек обладает «абсолютными правами». Абсолютное право превращается в абсолютное бесправие. Если кто-то вправе убить другого человека, то и другой человек вправе убить его. Единственным гарантом прав человека являются его естественные физические и психические качества – кто силён, тот и прав. Люди заключают между собой общественный договор о создании суверенной гос власти и передают ей часть своих прав. В частности право на наказание преступника. Таким образом, абсолютные права естественного человека превращаются в абсолютные права гражданина. Появляются гос гарантии. В понимании государства Гоббс отказывается от средневекового принципа патримониализма(отождествление государства с личностью правителя). У Гоббса государство это органическое единство всех граждан. Благо гос-ва тождественно благу всех граждан. Разделения властей ещё нет. 20 естественных законов. Главные: 1) Стремление всех людей к миру. Смысл учреждения гос-ва – прекращение войны всех против всех. 2) Договоры должны соблюдаться. 6) Целью наказания преступников является не месть за прошлое зло, а достижение будущего блага. Тенденция гуманизации права. Цель наказания – исправление преступника. 8) Все люди равны по своей природе(таким образом, отрицается средневековое сословное неравенство), но люди не равны по гражданским законам, не равны по своему богатству, власти и знатности. 13) Право частной собственности. Право первого захвата. У Локка появится трудовая теория собственности. 15-19) Требования беспристрастности и нейтральности судопроизводства. «Никто не может быть судьей в своём деле».
|