Студопедия — Основные идеи динамического программирования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные идеи динамического программирования






Общей особенностью всех моделей динамического программирования является сведение задачи принятия решений к получению рекуррентных соотношений. Для тех, кто не пользовался подобными формализованными методами для решения задач, связанная с этим система математических обозначений может показаться странной, поэтому рекомендуется прочитать текст не менее двух раз. При первом чтении следует постараться понять смысл поставленной задачи и хорошо ознакомиться с условными обозначениями; при втором чтении больше внимания целесообразно уделить деталям постановки и характеру математических выражений (это правило относится, кстати, и к изучению других тем).

На небольшом примере объясним важные идеи динамического программирования, а также введем необходимые условные обозначения.

Пример 2.8.1. Рассмотрим транспортную сеть (задача о кратчайшем маршруте).

10 7

2 12 5 3 1

5 5

10

1 7 4 4

15 7

13 1

Рис.2.8.1. Задача о кратчайшем маршруте.

Пусть сij – расстояние (или стоимость переезда) от пункта i в пункт j (на рисунке заданы числами у каждой стрелки). Необходимо выбрать такой путь от пункта 1 до пункта 10, для которого его длина (или общая стоимость переезда) является минимальной.

Из пункта 1 можно переехать в пункт 2, 3 или 4; из пункта 2 в пункт 5 или 6 и т.д. Назовем нахождение в пункте – состоянием системы, переезд из пункта в пункт – процессом перехода из одного состояния в другое. Таким образом, переезд из пункта 1 в пункт 3 есть одношаговый процесс, а скажем, из пункта 1 в пункт 10 – многошаговый процесс перехода из состояния 1 в состояние 10.

Выбор процесса перехода из состояния i в состояние j назовем стратегией. Допустим, мы нашли оптимальный (в данном случае минимальный) маршрут и находимся в его промежуточном пункте, тогда, независимо от пути достижения этого пункта (состояния), оптимальный путь из данного пункта до конечного состояния есть часть общего оптимального пути. Этот принцип оптимальности впервые был сформулирован Р.Беллманом в 1953 г. Приведем этот принцип в формулировке Елены Сергеевны Вентцель[5]:

Каково бы ни было состояние системы в результате некоторого числа шагов, на текущем шаге нужно выбирать управление так, чтобы оно в совокупности с оптимальным управлением на всех последующих шагах приводило к оптимальному выигрышу на всех оставшихся шагах, включая данный. Этот принцип верен для задач динамического программирования, в которых процесс управления происходит без обратной связи, т.е. управление на каждом шаге не оказывает влияния на предшествующие шаги.

Введем следующие обозначения:

fn(s) – стоимость, отвечающая стратегии минимальных затрат для пути от состояния s до конечного состояния, если до него остается n шагов;

х n(s) – решение, позволяющее достичь fn(s).

Т.е. х n(s) соответствует пути минимальной длины от состояния s до конечного состояния, которое достигается за n шагов.

Вернемся к нашему примеру. Рассмотрим последовательно все состояния от последнего до первого.

Имеемf0(10)=0 для х 0(10)= остановка. Затем

f1(8)=1+0=1 для х 1(8)=10,

f1(9)=4+0=4 для х 1(9)=10. Далее

f2(5)=min(7+1,5+4)=8 для х 2(5)=8,

f2(6)=min(3+1,4+4)=4 для х 2(6)=8,

f2(7)=min(7+1,1+4)=5 для х 2(7)=9.

Для третьего (с конца) шага имеем:

f3(2)=min(10+8,12+4)=16 для х 3(2)=6,

f3(3)=min(5+8,10+4,7+5)=12 для х 3(3)=7,

f3(4)=min(15+4,13+5)=18 для х 3(4)=7.

И, наконец, f4(1)=min(2+16,5+12,1+18)=17 для х 4(1)=3.

Мы получили оптимальный путь (наименьшей длины или стоимости) равный 17. Он проходит через события 1-3-7-9-10. (При последовательном рассмотрении всех состояний оптимальные переходы выделялись жирным шрифтом).

Заметим, что на каждом шаге мы пользовались динамическим рекуррентным соотношением:

fn(s)=min"(s,j)sj + fn-1(j)), n=1,2,3,4 (2.8.1)

Очевидно, динамическое программирование здесь более эффективно, чем прямой перебор всех возможных маршрутов, сопровождаемый их оценкой. В данном примере имеется 14 возможных путей; чтобы для каждого определить оценку, придется суммировать четыре числа. Следовательно, для простого перебора потребуется 3´14=42 операции сложения, тогда как мы управились за 16 операций. Преимущество рекуррентного подхода может оказаться огромным при практическом применении, когда полный перебор обычно неосуществим.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия