Цветокорректором
Рис. 5.16. Принцип цветокорректирования в ЭЦМ графически показана величина основного сигнала в каналах различных красок для записи фотоформы для голубой краски. При идеальном цветоделении в канале для выделяемой голубой краски напряжение £Л должно быть максимально и равно сигналу (/max, соответствующему черному участку оригинала. Напряжения U2 и U3 должны быть равны Ј/mm, соответствующему белому участку оригинала. На самом деле, как видно из графика, электрические сигналы в каналах пурпурной и желтой красок не равны и превышают значение C/min. Для устранения указанного недостатка цветоделения сигналы двух соседних каналов используют для коррекции сигнала в канале для выделяемой краски. В общем виде операция цветокорректирования может быть описана следующим аналитическим выражением: и=кгиг+к, (и,- и2) + к3 (t/x-i/s). где U — величина откорректированного сигнала; (Л — величина сигнала в канале выделяемой краски; U2 и £/3 — величина сигналов в каналах невыделяемых красок; Ки Кг, Кг — коэффициенты цветокорректирования, зависящие от применяемой триады красок, используемой бумаги и других особенностей воспроизведения оригинала. 1 " I Электронные компенсативы. Если Д£/2=Д(/з, то Ui=U2=U3 и, следовательно, анализируется участок нейтрально-серых тонов. Если Д(/2+Д(/з>0, то основной сигнал увеличивается (недостаток выделяемой краски). Если Д[/2+А(/з<0, то основной сигнал уменьшается (избыток выделяемой краски). С учетом знака электронных компенсативов величина откорректированного сигнала будет равна Значения Ки Кг и Кг устанавливаются оператором на пульте управления ЭЦМ. После цветовой коррекции основной сигнал поступает в блок 14 градационных преобразований (см. рис. 5.14). Этот блок позволяет в широких пределах регулировать воспроизведение тонов при цветоделении. На рис. 5.15 показаны возможности градационных преобразований ЭЦМ. Важно обратить внимание на то, что можно по желанию увеличивать или уменьшать контраст в светах, тенях и полутонах, т. е. в тех участках изображения, которые несут наибольшую информацию об оригинале. Общий характер градационной кривой зависит и от условий печатного процесса. На этом этапе выполнения градационной коррекции сигналы различных красок будут сбалансированы не только по плотности, но и по контрасту. Это означает, что фотоформы для различных красок будут иметь одинаковый коэффициент контраста
Уф AD,
где Д/}ф — прирост плотности между соседними полями серой шкалы на цветоделенной фотоформе; ЛА>р — прирост плотности между соответствующими полями серой шкалы оригинала. Вычисление сигнала черной краски производится в блоке 18 (см. рис. 5.14). Черная краска должна быть напечатана на тех участках изображения, на которых при анализе получены одинаковые сигналы цветных красок. Такие участки определяются в цветокорректирующем устройстве 12, откуда соответствующие данные и передаются в
блок 18. Величина сигнала черной краски пропорциональна сумме цветоделенных сигналов: U4~K(UT + U„ + UJ.
Блок 19 производит операцию УЦК — удаление цветных красок (голубой, пурпурной и желтой) на темных серых участках репродукции — и увеличение количества черной краски для компенсации уменьшения плотности, которую давали на оттиске удаленные цветные краски. Делается это потому, что черная краска обладает большей плотностью и, следовательно, требуется меньшее ее количество для воспроизведения той же плотности, что и тремя цветными красками. В результате экономится большое количество дорогих цветных красок и повышается четкость изображения на оттиске. На рис. 5.17 показаны графики, которые иллюстрируют сущность операции УЦК. По оси абсцисс отложены плотности ахроматических участков оригинала, а по оси ординат — плотности ахроматических участков цветоделенных фотоформ. Кривая / — это соотношение между плотностями оригинала и цветоделенной фотоформы без операции УЦК. Кривые 2, 3 и 4 показывают случаи, когда цветные краски удалены соответственно на 25, 50 и 75%. Штриховые линии демонстрируют такой вариант выполнения операции УЦК, когда удаление цветных красок из-под черной производят во всем диапазоне плотностей оригинала, сплошные линии — операцию УЦК, выполняемую только на темных участках оригинала. Рассмотрим теперь назначение нерезкого маскирования. Нерезкая маска подчеркивает контур изображения. Значение этой операции в ЭЦМ велико в связи с тем, что изображение считы- дается не непрерывно, а дискретно. Это приводит к потерям мелких деталей в считываемом изображении. Принцип нерезкого маскирования поясняет рис. 5.18. График / (рис. 5.18, а) характеризует изменение основного сигнала на границе светлого и темного участков. Изменение вспомогательного сигнала на этой же границе характеризует график 2. Там же условно показан
ОСНОВНОЙ анаЛИЗИруеМЫЙ. НеРезк°* маскирование в ЭЦМ
элемент 3 и элемент нерезкого маскирования 4. Изменение сигнала от большого элемента 4 более плавное, так как большое пятно раньше чувствует границу изменения плотности, чем малое пятно 3. Когда часть пятна 4 находится уже на темном участке изображения, другая часть продолжает оставаться на светлом его участке. Для малого пятна этот переход происходит быстрее, поэтому изменение сигнала происходит почти мгновенно. Блок нерезкого маскирования 13 (см. рис. 5.14) вычисляет разность сигналов от основного элемента и элемента нерезкого маскирования и суммирует эту разность с основным сигналом:
|