Практическая часть. Повышение профессионального мастерства педагога в плане овладения нормами и правилами этики состоит из нескольких этапов
Повышение профессионального мастерства педагога в плане овладения нормами и правилами этики состоит из нескольких этапов. 1. Проведение тренингов для учителей. На таких тренингах возможно обсуждение конкретных педагогических ситуаций, показывающих важность соблюдения этических норм во взаимодействии с учениками, коллегами, родителями. 2. Посещение уроков опытных учителей школы, которые пользуются уважением и доверием учащихся и коллег. 3. Самообразование. Оно заключается в изучении теоретических материалов, касающихся проблемы проекта – повышения профессиональной культуры педагога и ее составляющей – педагогической этики. 4. Разработка кодекса толерантного педагога (см. приложение). Ожидаемый результат проекта – повышение профессиональной культуры педагога, осознание важности соблюдения в своей деятельности норм и правил этики. Заключение В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания». Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка будущего специалиста-педагога. Необходимо обращать особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания педагога. Ибо сведения о принципах и нормах морали поступают к будущему педагогу опосредованными его индивидуальным сознанием и нравственными установками. В свою очередь педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и посредством педагогического и ученического коллектива, родительской общественности. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Для понимания роли этических знаний в профессиональном становлении педагога, необходимо учитывать такое понятие как нравственное сознание. Профессиональная педагогическая этика определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности. Все указанные структурные образования нравственного сознания тесно взаимосвязаны, и разделить их можно лишь условно. Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям. Этические знания становятся убеждениями личности в процессе социальной практики под воздействием объективных условий, в которых осуществляется её профессиональная деятельность. Убеждениями могут стать лишь те этические знания, которые опосредуются чувствами и соответствуют интересам и потребностям личности. Этические знания - это своего рода упорядоченная информация, полученная индивидом от общества, а нравственные убеждения - это не только упорядоченная информация, но и прогнозирующая установочная модель, обеспечивающая заданный тип поведения. Следует отметить, что знание норм морали еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность - они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В данном случае личность характеризуется наличием «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать её требованиям. Формирование и развитие нравственного сознания, попытки сделать его органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от педагога не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой. Следовательно, этические знания, нравственные убеждения и чувства, сливаясь, и обогащая друг друга, отражают специфические черты нравственного сознания, формируемого в педагогической среде, и являются фундаментом педагогической нравственности, которая развивается и совершенствуется в процессе сложной нравственной практики.
|