Студопедия — Введение. Актуальность предлагаемого исследования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Актуальность предлагаемого исследования






Актуальность предлагаемого исследования

связана с тем, что хотя технический прогресс, несомненно, будет и впредь оказывать влияние на развитие архитектуры, можно утверждать, что эпоха технической революции в архитектуре уже позади и что новые решительные изменения в архитектурной практике и теории скорее всего коснутся области социальных и культурных проблем зодчества. Если к числу завоеваний ХХ столетия можно отнести расширение сферы архитектурных форм с их исторических прототипов на все возможные пластические и пространственные структуры, в конечном счете включающие и поначалу отвергнутые исторические формы, то вопрос о релевантности новых форм миру человеческой культуры остается открытым. Эти формы со временем начали утрачивать пафос самой промышленной и научной революции в архитектуре, но новых ­ человеческих значений они еще не обрели. В результате они стали как бы знаками самих себя, образуя все более замкнутый мир геометрического и технического совершенства, наподобие ледяных дворцов из сказки Андерсена. Дальнейшее движение архитектуры, на наш взгляд, предполагает возвращение мира архитектуры и архитектурных форм в культуру со всем ее богатством человеческих отношений и уникальностью места человека в мире космоса и природы.

Постмодернизм сделал первый шаг в этом направлении, но скорее лишь заявил о необходимости, нежели развил средства гуманизации архитектуры. Наиболее интересные архитектурные сооружения конца ХХ века остаются своего рода музейными экспонатами, порой поражающие своей смелостью и изяществом, но все же далекими от того, что можно было бы условно назвать “планетарной человеческой обыденностью”.

В этой ситуации вновь, уже далеко не в первый раз, архитектуре приходится вновь задуматься “ об основах” и задаться вопросом о ее месте среди прочих сфер культуры, о независимости ее исходных постулатов и принципов от искусства, науки, дизайна технических задач обустройства среды.

Радикальность и масштабность предполагаемого поворота архитектурной мысли скорее всего заставит ставить не столько вопрос о том, какие архитектурные формы завоюют себе место под солнцем в ближайшем будущем, сколько вопрос о том, что такое архитектура и архитектурная форма. Специфика новой постановки этого вопроса состоит в том, что на сей раз он не будет предопределен противопоставлением старых, преодолеваемых и новых, открываемых форм. Едва ли что-либо из арсенала архитектурных форм будет считаться устаревшим или отжившим. В новой постановке вопрос скорее будет состоять в том, чтобы вернуть всем формам и старым и новым ­ субстанциальный смысл, человеческую полноту содержания, избавиться от привкуса омертвелости, вторичности этих форм.

Но подойти к такой постановке вопроса невозможно, не переосмыслив весь исторический опыт зодчества и не воссоздав для себя всю историю архитектурной мысли. Здесь мысль зодчих должна будет обратить внимание на способы понимания и переживания профессиональной реальности, ставшие за сотни лет основной профессиональной традиции и интуиции.

Сделать это придется, прежде всего, потому, что радикально меняется культурно­исторический контекст профессиональной деятельности зодчих. Это ­ прежде всего крушение ряда сменявших друг друга великих культурно­исторических программ или утопий, в рамках которых развивались прежние архитектурные школы и концепции. Это ощущение “конца истории”. Но “конец” истории обязательно должен быть и началом ее нового этапа, а для того, чтобы понять, как происходит превращение “ конца” в “начало”, необходимо своего рода дистанцирование от культурно­исторической инерции и пересмотр всего сделанного под новым углом зрения.

Есть немало признаков того, что такой пересмотр традиции исподволь уже начался и хотя и не приводит к каким­то немедленным творческим результатам. Но иначе и не может быть. Вызревание нового взгляда или новой “парадигмы” архитектурной мысли не может по самому существу дать немедленные результаты. На это требуется историческое время.

 

Материал исследования

составили разные идеи и концепции, возникшие в последние десятилетия в теории архитектуры, однако сегодня нельзя сказать, что эти отдельные взгляды уже сформировали некую новую парадигму архитектурного мышления. Скорее, можно говорить лишь о постепенном проникновении в сферу архитектуры новых идей из области философии, экологии, антропологии. Сам факт такого проникновения идей и открытость архитектурной мысли к их восприятию безусловно указывает на потребность архитектурной мысли в новой парадигматике. Но сложение новой парадигмы не сводится к тем или иным внешним заимствованиям. Требуется огромная работа по соотнесению и трансформации новых идей, их соединению с традиционными представлениями, чтобы контуры новой парадигмы обрели какую­то осязаемую форму.

В настоящем исследовании автор стремился, по мере сил, нащупать некоторые подходы, на пути к этой новой парадигме, опираясь на анализ и критику теоретических концепций последних десятилетий.

 

Методологические принципы исследования

вырастают из двух традиций ­ традиции методологического исследования мыследеятельности, предложенной и развитой в московской методологической школе под руководством Г.Щедровицкого и традиции философии культуры, развитой в отечественной философии первой половины ХХ века, прежде всего в трудах А.Лосева и Я.Голосовкера. Эта традиция предполагает рассмотрение логики мышления, не связанного нормами лишь научной мысли, но охватывающей и иные формы мысли, в частности, включающие в себя и мифологическое мышление.

В ХХ веке не угасал интерес к мифу и мифологии, но во второй половине столетия, после критики тоталитарных мифов к мифологии стали относиться с удвоенной осторожностью, стала видеть в ней прежде всего форму подавления человеческой личности. Но такой взгляд при всей своей политической актуальности исторически односторонен. Поэтому рядом с ним живет и позитивный интерес к мифу, как к совокупности фундаментальных представления человека о мире и о себе самом. Из структурализма анализ мифологических представлений перешел в литературоведение и искусствоведение, с помощью категории мифа стали осмысляться многие явления современной массовой и элитарной культуры.

Однако, мифологическое мышление важно соединять не только с оценкой готовых культурных продуктов, но и с внутренней логикой профессиональной мысли, что делается значительно реже, хотя движение к сближению профессиональной логики и культурно­антропологического анализа мифологии сегодня нельзя не видеть в самых разных сферах.

Трудность с которой сталкивается исследователь при таком подходе состоит в том, что, признавая продуктивность мифологического мышления в той или иной сфере деятельности, исследователь должен критически переоценить и арсенал собственных научно­аналитических средств.

Задача исследователя в таком случае сталкивается с противоречием. С одной стороны, он обязан воспроизвести логику и историю развития творческой или теоретической мысли в той или иной сфере культуры, в частности в нашем случае ­ архитектуры, и опираться на нормы научной систематизации и обработки источников, а с другой ­ понять и охарактеризовать все то, что не укладывается в логику науки, но оказывается не менее продуктивным для развития деятельности, а в некоторых случаях ­ как например в архитектуре ­ и просто решающим.

Никаких апробированных способов соединения этих двух контрастных задач на сегодняшний день еще не выработано. Можно опираться лишь на индивидуальный опыт предшественников в философии, сталкивавшихся с подобными задачами, на типологию знаний и форм мышления, разработанную в методологии и на собственную интуицию.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия