Правила ведения реставрационно-консервационных работ на памятниках из металлов и сплавов
7.1.1. Удаление поверхностных загрязнений. Первым и обязательным этапом реставрационных работ на ПМС является удаление поверхностных загрязнений: пыли, паутины, копоти, птичьего помёта, деструктированных покрытий, рыхлых продуктов коррозии, жировых и восковых плёнок и т.д. Это даёт возможность лучше выявить имеющиеся дефекты. С этой целью применяются: - сухая очистка вручную с помощью щетинных щёток или пылесосов; - промывка растворами нейтральных синтетических моющих средств комплексного действия с высокой моющей способностью при малых концентрациях, низкой температуре и любой жёсткости воды; - промывка водными растворами (эмульсиями) органических растворителей и др. Недопустимо применение средств, которые могут привести к разрушению естественной патины на поверхности металла или сплава.
7.1.2. Ликвидация дефектов. Одним из основных и наиболее сложных этапов реставрационных работ является ликвидация дефектов различного происхождения: - для обеспечения возможности получения однородных и атмосферостойких покрытий все доделки, вставки, крепления и т.п. следует выполнять из сплава, идентичного по составу основному; - ранее использованные инородные материалы (например, на скульптуре из меди и её сплавов – железо, свинец, оловянно-свинцовые припои, замазки и пр.) в ходе реставрации должны заменяться коррозионно-стойкими материалами; - доделки, вставки и т.п. должны крепиться либо с помощью сварки (например, с использованием лазерных сварочных аппаратов), либо механическими соединениями, обеспечивающими герметичность, но не пайкой (для скульптуры из медных сплавов). Для скульптуры из цинка и выколотной скульптуры, состоящей из спаянных листов, пайка отдельных вставок вполне допустима; - во избежание образования очагов местной коррозии сплава и ухудшения качества защитно-декоративных покрытий трещины, свищи, раковины, старые очаги коррозии и др. высверливают и удаляют с последующей заваркой, установкой заплат, резьбовых пробок, заклёпок и т.п.
7.1.3. Восполнение утрат. Восполнение утрат крупных фрагментов допустимо только на основании объёмных аналогов и в исключительных случаях – иконографических данных. При этом Реставрационному совету должны быть представлены разработанные эскизы, шаблоны, модели в натуральную величину, копии аналогий. При отсутствии аналогий возможны небольшие восполнения симметричных элементов или восполнение так называемым методом «по инерции» − в случаях нарушения целостности художественного восприятия скульптуры. Необходимы восполнения утрат отдельных элементов скульптуры для обеспечения конструктивной прочности. При изготовлении доделок и вставок необходимо соблюдение следующих технологических требований: - восполнения должны выполняться из металлов и сплавов, идентичных основному скульптурному материалу; - литые вставки необходимо изготавливать в той же технике, что и сама скульптура; - изготовленные копии утраченных деталей должны устанавливаться на место механическим способом или с помощью сварки; - необходимы последующая механическая обработка и прочеканка сварного шва и околошовной зоны.
7.1.4. Усиление конструктивной прочности. С целью усиления конструктивной прочности в проекте методики должны быть предусмотрены следующие позиции: - с целью защиты от коррозии и улучшения прочностных свойств внутренних каркасов и креплений из чёрного металла необходимо провести их консервацию; - в местах, где необходимо устранить контакты разнородных металлов и сплавов, производить надёжную защиту инертными материалами и покрытиями; - для предотвращения скопления внутри скульптуры конденсационной и другой воды, коррозии каркасов, увеличения веса и нарушения равновесия необходимо в соответствующих местах оборудовать скрытые стоки.
7.1.5. Защитно-декоративная обработка скульптуры из меди и её сплавов с минеральными покрытиями. Защитно-декоративные покрытия ПМС из меди и её сплавов должны быть прочными, атмосферостойкими, способными к регенерации и не нуждаться в дополнительных защитных покрытиях органическими плёнками. Этим требованиям отвечают естественные и искусственные коричневые оксидные патины и зелёные, оливковые и т.п. двухслойные патины. В связи с этим рекомендуется: - удалять с имеющейся на скульптуре естественной патины все искусственные плёнки (сульфидную патину, воск с сажей, масляную и другую краски) без повреждения патины; - удалять старую краску. В исключительных случаях, при отсутствии под краской хорошей патины, расчистку проводить до чистой бронзы. Затем следует нанести на скульптуру атмосферостойкое покрытие (искусственную патину).
Категорически запрещается применять: при расчистке скульптуры: - проволочные щётки (стальные), режущие металлические инструменты, абразивные материалы, пескоструйную обработку. - сильные минеральные кислоты, щёлочи, аммиак;
при защитной обработке: - химически нестойкие искусственные минеральные и органические покрытия, нуждающиеся в периодической замене.
В связи с большими габаритами ПМС и проведением реставрационных работ в нестандартных условиях при выборе способов защитно-декоративной обработки необходимо соблюдать технологические требования к патинированию: - рекомендуется применять химические способы, которые позволяют получать патину при комнатной температуре и нормальной относительной влажности с использованием холодных или подогретых растворов, при отсутствии в них токсичных и сильно агрессивных веществ, а также при условии нанесения составов кистью, тампонами или распылением; - для получения патины с высокими защитными и декоративными качествами необходимо строжайшее соблюдение рецептуры патинирующих составов и режимов предварительной и последующей обработки поверхности скульптуры; - подготовка поверхности должна состоять из механической и химической обработки.
|