Истоки политико-правовой мысли древних народов
История политических и правовых идей своими корнями уходит в то далёкое время, когда в цивилизациях Древнего Востока возникли первые государства: Египет, Вавилон, Персия, Индия, Китай и др. По мере их становления и функционирования формировались и представления людей о власти, управлении, справедливости, правосудии и т.д. Самые первые в истории человечества попытки осознать общественно-политические проблемы содержатся в религиозных мифах и легендах. Религиозное воздействие на общество было огромным и длилось на протяжении тысячелетий. В дошедших до нас древних текстах, относящихся к концу III - началу II тысячелетия до н.э., обосновывается, правда, далеко не всегда с понятной современному читателю мудрой таинственностью суждений божественная, сверхъестественная природа политической власти и с этих же позиций объясняется назначение государства, правителей, способы правления, социальное, политическое и правовое неравенство членов различных сословий общества. В мифах древних народов по разному решается и освещается вопрос о способах и характере связи божественного начала с земными порядками. К примеру, по мифологическим версиям Египта, Вавилона, Индии, боги, будучи источниками власти земного правителя, вместе с тем и сами являются вершителями земных дел. По христианской мифологии – «вся власть от Бога» и связь земной жизни с Богом только через сына Бога – Иисуса Христа, ставшего Богом. У древних евреев их главой, царем (верховным законодателем, исполнительной властью и судьей) является единый Бог, который находится в особых договорных отношениях со всем еврейским народом. По священному учению, законы еврейского народа были получены Моисеем прямо от Бога. По древнекитайскому мифу, единственной точкой связи с небесными силами выступает верховный правитель, император Китая. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы. Обеспечивая стабильность общества, религии укрепляли авторитет властителей, то причисляя их к богам, то провозглашая их помазанниками божьими. Наряду с этим, они предлагали каждому человеку божественные заповеди общественного поведения. Эти заповеди несли не только нравственное начало, но и идеологические принципы, определявшие основы государственности и общественных отношений. В древних мифах и религиозных текстах неизменно подчеркиваются такие ценности, как уважение к старшим, терпеливость, покорность властям, почитание учителя, преклонение перед природой, трудолюбие, философское отношение к смерти и др. Кроме того, существенную часть их содержания составляют сугубо прикладные вопросы, касающиеся искусства управления, конкретных механизмов осуществления власти и правосудия. Таким образом, воззрения древних, условно именуемые как политические и правовые, поскольку они еще не успели отпочковаться в относительно самостоятельную форму общественного сознания, являлись сложными идеологическими образованиями и представляли собой не только религиозно-мифологические, но и философско-этические доктрины, а многие оставались чисто прикладными. Среди источников древнеегипетской политико-правовой мысли следует назвать «Поучения Птахотепа» (XXVIII в. до н.э.) и «Книгу мертвых» (ок. XXV-XXIV вв. до н.э.), где наряду с восхвалениями богов и божественной власти фараона, божественной справедливости как основы земных порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно снискать милость богов в загробной жизни. Божественный характер власти древневавилонского правителя и его законов получил отражение в «Законах Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.). Изображая свое законодательство как осуществление воли богов, Хаммурапи провозглашает: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их». Справедливость, о которой говорится в «Законах Хаммурапи», подразумевает деление людей на свободных и рабов, неравноправное положение самих свободных – членов различных сословий и т.д. Мировоззрение древних персов нашло свое развитие и выражение в зороастризме. Основателем этого религиозно-этического течения был Заратустра, чья жизнь и деятельность относятся примерно к VIII в. до н.э. В дальнейшем идеи зороастризма получили довольно широкое распространение в древнем мире (на Ближнем Востоке, в Передней Азии, Индии, Греции) и оказали заметное влияние на становление христианской доктрины. Основным положением зороастризма является борьба двух противоположных начал – добра и зла. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель бытия. В конечном счете, говорил Заратустра, победа будет за добром, несмотря на временное торжество зла.
|