Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политико-правовые учения в Древней Индии





 

Индия дала одну из наиболее разработанных и хорошо сохранив­шихся систем древнего мировоззре­ния. Первыми дошедшими до нас литературными памятника­ми индийской духовной культуры, имеющими системное, ми­ровоззренческое значение для политики и права, являются Веды – собрания религиозных гимнов арийских племен. Санскритское слово «веды» означает «ведение», «знание». Главной среди них была «Ригведа» (конец II тысячелетия до н.э.).

Правда, до ведийской эпохи на территории Индии суще­ствовала высокоразвитая Хараппская цивилизация, закат которой наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах в середине II тысячелетия до н.э. Однако идеи людей этой ци­вилизации остаются для нас тайной из-за неразгаданности их письменности и общей скудости источников.

Ведийское мировоззрение получило систематизированное отражение в идеологии брахманизма,обосновывающего боже­ственность происхождения власти и государства, кастово-сословную организацию индийского общества. Сословий, или варн, у древних индусов было четыре: варна жрецов (брахма­ны), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленни­ков и купцов (вайшьи) и низшая варна (шудры).

Социально-политические идеи различных школ брахманиз­ма отражены в многочисленных законоведческих и политичес­ких трактатах. Наиболее авторитетным среди них был трактат «Манавадхармашастра». На русский язык он переведен под названием «Законы Ману». Эти законы основаны на призна­нии руководящей не только религиозной, но и политической роли брахманов.

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого обще­ственного положения или в небожителе.

Поведение человека и его будущее перерождение брахма­ны оценивали в зависимости от того, как он выполняет пред­писания дхармы: культовые, общественные и семейные, уста­новленные богами для каждой варны.

Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его «будущей жиз­ни», как награду за служение богам, терпение и кротость.

Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выс­тупало в брахманизме государственное принуждение, пони­маемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказа­ния была основополагающей. Ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании. «Весь мир подчиняется посредством на­казания», – провозглашали «Законы Mану».

Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы «…ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять при­сущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потряса­ют этот мир».

За одно и то же преступление представители различных варн наказывались по-разному. За убийство шудры брахман подвер­гался лишь покаянию и штрафу, как за убийство животного. Но если шудра осмеливался только поспорить с брахманом, то ему в рот вставляли кусок раскаленного железа. Используя пред­ставления о переселении душ после смерти, «Законы Ману» наряду со многими земными наказаниями перечисляют и те загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы.

Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя. В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов: царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их значимости). Важ­нейший элемент в этом перечне – царь. Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровню развития политических уч­реждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспоти­ческих режимах, и представляло собой одну из первых в исто­рии попыток создать обобщенный образ государства.

Но к обожествлению царской власти идеологи жречества подходили также с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принад­лежащие к низшим кастам, уподоблялись содержателям при­тонов. Политическим идеалом брахманизма являлось свое­образное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Ведийская эпоха с её идеологией брахманизма заканчива­ется в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории Ин­дии активизировался типичный для восточных деспотий про­цесс образования новых государств, обособления местных пра­вителей. Этот процесс сопровождался изживанием родоплеменной организации и идеологии.

В VI-IV вв. до н.э. в Индии возникло множество неорто­доксальных еретических течений, ставивших под сомнение ис­тинность ведийско-брахманских идей, жреческой религии, ра­товавших за утверждение всевластия «естественного закона» в природе и жизни человека. Крупнейшим из них был буддизм.

Буддийские законы изложены в «Дхаммападе» («Стезя за­кона»). Буддизм отвергает мысль о Боге как верховной лично­сти и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных уси­лий людей. С позиций признания нравственно-духовного ра­венства всех людей Будда и его последователи отрицали свя­тость сословно-кастовых установлений, подвергали критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства. Но понима­ние буддистами равенства между людьми ограничивалось об­ластью нравственных отношений.

Главная цель буддизма – избавить человека от страданий, которые сопровождают его в земной жизни. Буддизм пропове­дует избавление от страданий путем отказа от желаний и до­стижения «высшего просветления» – нирваны. К счастью ведет «восьмеричный путь», а именно: правильная вера, правильное решение, правильная речь, правильные действия, правильная жизнь, правильные усилия, правильная мысль, правильное со­средоточение.

Буддизм акцентирует внимание на 10 видах греховных действий и 10 видах хороших. К 10 темным деяниям относят­ся 3 физических поступка: убийство, воровство, прелюбоде­яние; 4 вербальных действия: ложь, клевета, оскорбление сло­вом, легкомысленная речь; 3 намерения, вызванные жаднос­тью, недоброжелательством, невежеством. К 10 светлым де­яниями приносящим заслуги, являются: великодушие, высо­кая нравственность, медитация, почтительность, услуга кому-либо, передача своей заслуги другому, умение радоваться успеху других, слушание дхармы (природной закономернос­ти, естественного закона), распространение дхармы, следо­вание правильному учению.

Как еретическое учение буддизм первоначально был рас­считан на узкий круг приверженцев. Но уже вскоре многие его идеи получили актуальное социально-политическое значение и звучание и уже во время правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Его автором считается брахман Каутилья – советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев. Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обес­печения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосход­стве жречества над другими сословиями, его монополии на от­правление религиозного культа. В то же время он содержит идеи, не совпадающие с традиционным учением жречества. В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отво­дили главную роль в законодательной деятельности государю, который предстает здесь неограниченным самодержавным пра­вителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в пер­вую очередь интересами укрепления государства, соображени­ями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного дол­га и норм нравственности. Выделение полезности в качестве основной общественной ценности означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодатель­ства.

Дальнейшая история политико-правовой мысли Индии свя­зана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впи­тавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других веро­ваний. Буддизм же получает распространение в других странах и в первых веках нашей эры становится одной из мировых ре­лигий.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 727. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия