Политико-правовая идеология народничества
В 70-90-х гг. социалистическая мысль России развивалась в рамках сформировавшейся к тому времени идеологии народничества – движения демократической русской интеллигенции, у истоков которого, как уже было сказано выше, стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. В народничестве в пореформенный период проявились две тенденции – революционная и либеральная. Преобладающим было революционное народничество, выступавшее одновременно и против пережитков крепостного права, и против буржуазного развития страны. Расцвет революционного народничества приходится на 70-е гг., когда началось массовое «хождение в народ» демократической интеллигенции и учащейся молодежи, которые поставили перед собой цель: приготовить сознание крестьян к предстоящему революционному перевороту. Народники считали, что только революция может дать народу землю, подлинную свободу и посредством укрепления общинных традиций не допустить развития в России капиталистических отношений. Идейной основой народничества была теория «русского социализма». Но в процессе осуществления этой теории внутри народничества определилось три разных направления, которые различались по методам достижения социалистического идеала: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Каждое из них имело своих идеологов. Лидером бунтарского направления народничества, поистине легендарной личностью был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876 гг.), потомственный дворянин, профессиональный революционер, мыслитель мирового масштаба, самый выдающийся теоретик анархизма. За активное участие в революции 1848-1849 гг. дважды приговаривался к смертной казни саксонским и австрийским судами, выдан царскому правительству. Длительное время находился в заключении в Петропавловской крепости и сослан в Сибирь. В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири за границу и вновь включился в революционное движение. Сотрудничал с Герценом, Прудоном, Марксом. Был членом I Интернационала. В 1870 и 1873-1874 гг. участвовал во Франции в Лионском восстании, в восстаниях в Италии и Испании. Увлекался идеей революционного освобождения славян, объединения их в демократическую федерацию. Свою концепцию изложил в ряде работ: «Федерализм, социализм и антитео-логизм», «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия». Стремясь к социальной революции, Бакунин на первое место выдвигал борьбу с государственностью, ибо государство было для него источником всякого социального неравенства, всякой социальной несправедливости. Государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо, утверждал он. «Где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот». А свобода, по Бакунину, – высшая цель всего человеческого развития, единственная основа и единственный законный творческий принцип всякой организации. Даже демократическая республика для Бакунина неприемлема, ибо в ней «палка, которой его будут бить, будет называться палкой народною». Дело в том, что всякое управление Бакунин отождествляет с эксплуатацией. Он отрицает и диктатуру пролетариата. По его мнению, вообще невозможна диктатура класса. Она неосуществима. За «ширмой» диктатуры класса всегда будет скрываться диктатура партии или другой организации, или вождей. На развалинах всех государств, полагал Бакунин, согласно народным потребностям будет свободная федерация снизу вверх индивидов и производительных ассоциаций (товариществ, общин), областей и народов с постоянным сохранением для всех возможности объединяться или выходить из объединения и руководствующихся нормами нравственности. Только таким образом, считал он, можно будет достичь свободы каждого. «Я становлюсь свободным лишь благодаря свободе других...» Свобода нужна для полного развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими путем воспитания, научного образования и материального благополучия. Отсюда следует, что свобода, по Бакунину, есть не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого обеспечивает реализацию идеала будущего – социализма. Ибо свобода, как считал он, «возможна только при социализме... Свобода без социализма – это привилегия, несправедливость... Социализм без свободы – это рабство...» Бакунин отвергал политические формы классовой борьбы. Народные массы, считал он, не могут освободиться и путем просвещения. У них нет ни времени, ни средств на учебу. К тому же правительство и государственные сословия мешают народному образованию, потому что видят в нем угрозу своей власти. Поэтому остается только путь революционного освобождения. «Приуготовителем, т.е. организатором народной резолюции» должна стать радикально настроенная интеллигенция. Исходя из основных положений теории «русского социализма», Бакунин считал, что русский мужик – это «прирожденный социалист» и «бунтарь по натуре», ему чужд всякий государственный интерес, он живет общиной, враждебной государству. Но освобождению русского народа препятствует патриархальность, поглощение лица общиной, вера в царя, христианская вера. «Надо поднять вдруг все деревни», – требовал Бакунин. Это не просто, но возможно, утверждал он, обращаясь к истории восстаний Пугачева и Разина, которые объявлялись им первыми революционерами. С анархических позиций подходил Бакунин и к праву. Все юридические законы являются внешне навязанными, полагал он, а потому деспотическими установлениями, они порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей. Они враждебны свободе и противоречат естественному праву. «...Мы, – писал Бакунин, – отвергаем всякое привилегированное, лицензионное, официальное и легальное, хотя бы и вытекающее из избирательного права законодательство, власть и воздействие, так как мы убеждены, что они всегда неизбежно обращаются лишь к выгоде господствующего и эксплуатирующего меньшинства в ущерб огромного порабощенного большинства. Вот в каком смысле мы действительно анархисты». Юридическому закону Бакунин противопоставлял неопределенно-расплывчатое «рациональное», т.е. разумное, естественное, человеческое право. В основе правовых отношений идеального общества, по его мнению, должен лежать труд. «Труд – основа достоинства человека и его права. Ибо лишь свободным разумным трудом творит человек цивилизованный мир, сам, как творец, отвоевывает у внешнего мира и у собственной животной природы свое человеческое достоинство и право». Все попытки Бакунина и его сподвижников побудить народ к стихийному бунту, осуществить немедленную социальную революцию окончились неудачей. Бакунисты не смогли поднять не только «все деревни», но даже отдельные районы. Тем не менее идеи Бакунина о революционной избранности русского народа, и в целом влияние анархизма, сохранялись еще долго, получив дальнейшее воплощение в теоретических построениях П.А. Кропоткина, в идеологии различных анархических групп и течений первых десятилетий XX в. А в 70-80 гг. XX в. бунтарей-бакунинцев потеснили, но не вытеснили «пропагандисты». Идеологом пропагандистского течения в революционном народничестве был Петр Лаврович Лавров (1823-1900 гг.). Математик по образованию, революционер по призванию, сподвижник Н.Г. Чернышевского, К. Маркса и Ф. Энгельса, участник ряда революционных организаций в России, Парижской Коммуны, руководитель русской политической эмиграции и журнала «Вперед», один из учредителей II Интернационала, Лавров оставил обширное литературное наследие, в котором стремился обосновать теорию социализма новейшими достижениями политэкономии, социологии и естественных наук, вывел известную «формулу прогресса»: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости». Лавров полагал, что подготовка социальной революции в России потребует длительного периода, тщательных действий по пропаганде и агитации со стороны тайной организации революционеров. Он справедливо отмечал, что успех может быть связан лишь с широким участием в революции трудящихся классов, которые осознают причины своих бедствий и соединят неосознанный протест отдельных личностей в единую могучую силу всеобщего протеста против существующего строя. Социалистическое государство Лавров представлял в виде «народной федерации русских революционных общин – артелей». Он полагал, что государство необходимо для решения задач переходного периода. Однако оно будет постепенно отмирать. Зрелый социализм, по Лаврову, не знает государственности, управления человека человеком «в смысле принудительной власти одной личности над другой». Заговорщическое (бланкистское) направление в революционном народничестве было представлено её лидером Петром Никитичем Ткачевым (1844-1885 гг.). К революционной деятельности он приобщился еще будучи студентом Петербургского университета. Разрабатывал вместе с С.Г. Нечаевым «Программу революционного действия», в которой социальная революция, являющаяся историческим законом, провозглашалась целью, а политическая революция – средством. За участие во многих революционных выступлениях Ткачев был осужден, отправлен в ссылку, откуда бежал за границу. За рубежом он издавал журнал «Набат» с эпиграфом: «Теперь, или очень нескоро, быть может – никогда!». Здесь он сблизился с французским революционером, коммунистом, участником революций 1830 и 1848 г. Луи Огюстом Бланки – сторонником вооруженного восстания в форме заговора, приводящего к захвату власти революционной партией, сотрудничал в его газете «Ни Бога, ни хозяина». Ткачев рассматривал революционное движение главным образом как деятельность различных тайных обществ, организацию заговоров. Был убежден, что такая тактика применительно к российской действительности просто обречена на успех, поскольку самодержавие в стране не имеет прочной социальной базы, «висит в воздухе», так как, осуществив реформу 1861 г., поссорилось с крепостниками и не нашло опоры в буржуазии, которая все еще малочисленна, не имеет прочных корней в экономической жизни и не воплощает в себе интересов сословий. А потому даже сравнительно небольшая группа заговорщиков может, устранив самодержца и его окружение, захватить политическую власть и осуществить революцию. Такое положение, писал он в «Набате», в истории редкость. Не воспользоваться им- значит добровольно отсрочить возможность социальной революции надолго, а быть может и навсегда. Он считал невозможным подготовить революцию в России воспитательно-пропагандистской работой, поскольку здесь нет городского пролетариата, свободы печати, представительных учреждений, условий для легальной пропаганды. К тому же опыт «хождения в народ» убедительно показал, что крестьянин весьма смутно понимает идеалы социализма и даже враждебно относится к его пропагандистам. Такой крестьянин, и в этом Ткачев был прав, меньше всего будет думать «на второй день революции» о реализации социалистического идеала, а постарается максимально закрепить свои личные блага, вернуться «в свой мир, в свою общину». Формулу социальной революции Ткачев сводил к следующему: не пропаганда предшествует социальному перевороту, а, напротив, социальный переворот предшествует пропаганде. Необходимо сначала завоевать политические свободы, дающие возможность вести социалистическую пропаганду. Орудием захвата власти является подпольная организация революционеров, а главным средством осуществления преобразований – революционное государство. Оно должно функционировать достаточно длительное время для реформирования экономических, политических и юридических отношений в обществе, подавления свергнутых классов, перевоспитания консервативного большинства в коммунистическом духе. В переходный период, полагал Ткачев, русскую общину следует преобразовать в общину-коммуну, ввести новые общественные учреждения, устранить неравенство, постепенно экспроприировать частную собственность и передать её в общее пользование, развить общественное самоуправление и затем постепенно ослабить и упразднить принудительные функции государственной власти. Самая существенная черта без государственного будущего, по Ткачеву, должна выражаться словом «братство», совмещающим и свободу, и равенство. Одновременно с революционным течением в рамках народнической доктрины с конца 60-х гг. оформляется система взглядов, ориентированная на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. Основным теоретиком этого течения был Николай Константинович Михайловский (1842-1904 гг.). Он, как и П.Л. Лавров, подчеркивал активную роль личности в историческом процессе и считал, что общественный прогресс возможен только при её всестороннем развитии. Его общественно-политические взгляды строились на том, что личность выступает движущим мотивом развития общества, а законы общества так же, как и народные массы, играют подчиненную роль. Народу отводилось пассивное место ожидания появления героической личности, способной вовлечь его в борьбу силою своего личного примера. В революцию Михайловский не верил и боялся ее, сильно сомневался он и в революционных возможностях крестьянства, так же как и в его социалистических инстинктах. Но его призывы к активному воздействию на события истории прогрессивно настроенного меньшинства, теоретическое обоснование им концепции «героев и толпы» объективно способствовали террористическим действиям российских радикалов в 1880-х гг. и последующие годы, в определенной степени оправдывали террор как средство решения общественных проблем. Либеральное (легально-реформаторское) народничество как идейное течение сформировалось в середине 1880-х гг. и нашло свое выражение в творчестве Николая Францевича Даниельсона (1844-1918 гг.), Василия Павловича Воронцова (1847-1918 гг.) и др. Со своими предшественниками их объединяло негативное отношение к развитию капитализма в России и признание возможности перехода к новому обществу через крестьянскую общину. Считая капитализм чужеродным, случайным для России явлением, они призывали интеллигенцию спасти общину или наиболее безболезненно адаптировать крестьянское хозяйство к товарно-денежным отношениям путем повышения общей культуры народа, его просвещения, улучшения благосостояния. Предлагался тем самым новый, деполитизированный вариант «хождения в народ». Ориентация на культурные и хозяйственные программы (устройство больниц, развитие сети народных школ, защита прав крестьянства, агрономическая помощь и т.п.) была, безусловно, демократической, но она заслоняла требования демократизации политического строя, создавала некий вакуум в политике, который неизбежно заполнялся другими теориями, и необязательно умеренного толка. В целом народничество оставило значительный след как в политико-правовой мысли России, так и в истории борьбы с царизмом. Но ни агитационно-пропагандистская деятельность народников, ни их штурм самодержавия не привели к его ниспровержению. Для народников, наряду с выводами о неприемлемости некоторых форм и методов, стало очевидным и существование идейной пропасти между крестьянским миром и интеллигенцией. Начиная с 80-х гг. XIX в. революционное народничество вступило в полосу длительного кризиса, а в общественно-политической жизни получает развитие новый подход как к оценке общего состояния российского общества, так и возможных перспектив его развития в будущем. Среди революционных радикалов все большую популярность завоевывают отечественные марксисты.
|