Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ф. Ницше в истории политико-правовой мысли





 

Социально-политические в истории политико-правовой взгляды Фридриха Вильгелъма Ницше (1844-1900гг.) определялись основными мировоззренческими постулатами его философии: нигилизмом и необходимостью переоценки всех ценностей. Выступив с идеями радикального пересмотра общественных идеалов, норм и принципов, он подверг саркастическому осмеянию и фило­софской критике всю систему духовных начал, в течение веков господствовавших в Европе, включая христианство, его мораль­ные основы и принципы, а также завоевания демократии, либе­ральной политики. Причем осуществил это в беспрецедентно резкой, нередко скандальной форме.

Ницше стал родоначальником «философии жизни», закре­пившей поворот от рационализма XVII-XIX вв. к иррациона­лизму и нигилизму, одним из основателей психологического направления, для сторонников которого категория воли явля­ется исходной не только в социально-политическом, но и в об­щефилософском плане.

Главным побудительным мотивом, движущей силой всего живого, в том числе и человеческого общества, Ницше считал «волю к власти». Всю социально-политическую историю он характеризует как борьбу двух воль к власти: воли сильных (аристократов) и слабых (народа, масс, «толпы», «стада»). Пер­вую Ницше определял как инстинкт подъема, волю к жизни, а вторую – как инстинкт упадка, волю к смерти, к ничему. Ход истории зависит от сильной личности, «сверхчеловека». Но ис­торию человечества нескольких последних тысячелетий он рас­ценивал как процесс постепенного вырождения здоровых на­чал жизни, ведущий к победе массы слабых, проявлением кото­рой оказались у Ницше и политическая демократия, и идея со­циализма.

Ницше полагал, что демократия закрепляет «стадные ин­стинкты», приводит к «размельчению» человека, нивелировке, появлению «очень одинаковых...очень скучных» людей. Соци­ализм он характеризовал не иначе, как «тиранию низших и глу­пейших». Для поддержания жизни необходимо воспитать но­вые породы людей: с одной стороны, должны появиться силь­ные личности, а с другой – послушные массы. Лучшее же сред­ство против деградации человека Ницше видел в милитариза­ции, организации общества по казарменному типу, поскольку высокая культура нуждается в рабском труде подневольных людей и освобождении от физического труда немногих.

Среди прочих, отвергнутых Ницше ценностей, было и го­сударство. Он сравнивал его с чудовищем, холодным в своем безрассудстве. Государство это «смерть народов», учрежде­ние только для «лишних людей». Оно душит исконные права и обычаи людей. Оно подавляет народ, который поэтому его не понимает и ненавидит. Государство лишь тогда отвечает свое­му подлинному назначению, когда оно элитарно. Не случайно Ницше вкладывает в уста своего героя Заратустры такие слова: «Там, где оканчивается государство, начинается впервые чело­век, который не есть лишний».

Кровавые идеи у Ницше изложены бессистемно, нередко противоречиво. Подлинное естественное право, утверждал он, это право войны и победителя, аристократически-кастовый правопорядок. Право – результат договора: либо между побе­дителем и побежденным, либо между обладающими равной силой противниками. Таким образом, право у Ницше имеет в своем основании силу (власть) и «некоего рода равенство по­ложения».

С позиций такого правопонимания он отвергает идеи сво­боды и равенства в человеческих отношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства. «Не­правота, утверждал Ницше, – никогда не заключается в не­равных правах, она заключается в притязании на «равные права». Современные ему естественно-правовые идеи, установле­ния и законы он резко критиковал как «стадное законодатель­ство», рассчитанное на средний сорт людей и направленное против исключений. Зато восхищался «арийской гуманностью» законоположений кастового строя.

Неоднозначность, двойственность воззрений Ницше ока­зала в XX в. влияние как на крайне реакционные политико-пра­вовые идеи (например, фашизм), так и на прогрессивные тео­рии (Н. Бердяев, М. Вебер). Вокруг имени Ницше, который од­нажды назвал себя «философом непростых истин», вокруг его теоретического наследия продолжаются дискуссии и поныне. Одни считают его антихристом, изгоем цивилизации, другие – утонченным интеллигентом-гуманитарием, идеи и творчество которого – своеобразный протест против распада личности, прогрессирующего разложения высокой культуры под натис­ком самодовольного мещанства, реакция на нарастание кри­зисных явлений в европейской цивилизации на рубеже XIX и XX столетий.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Марксизм как политико-социологическая и правовая доктрина: основные принципиальные положения.

2. Социал-реформизм: характерные черты идеологии, ос­новные политические цели.

3. Западноевропейский анархизм.

4. Юридический позитивизм.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 674. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия