Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социологические концепции государства и права





 

Многие юристы и государствоведы стремились выйти за узкие рамки юридического позитивизма, исследовать внешние по отношению к праву и го­сударству социальные и иные факторы, с помощью которых можно было бы глубже идеологически обосновать их природу, источники, функции, тенденции развития.

Среди тех, кто пытался дать государству и праву соци­ологическое обоснование, одним из самых заметных в европей­ской юриспруденции второй половины XIX в. был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892гг.). Он предложил изу­чать право не как оторванную от повседневной жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий правопорядок, раскрывать содержание права, его социальное происхождение. Центральными понятиями его теории являются понятия соци­альной цели и интереса.

Иеринга называют создателем так называемой реалисти­ческой теории государства. Согласно его концепции, общество есть «царство целей», где действует не причинность, а целесо­образность. В основе же целесообразности лежит интерес, стрем­ление к получению тех или иных благ. Для достижения своих интересов люди вступают в отношения друг с другом, в резуль­тате чего возникает общество, или «общность людей». Но люди нуждаются в организованном принуждении, чтобы огра­дить себя от эгоистических проявлений. Для этого и суще­ствует государство и право.

Государство и право, по Иерингу, взаимно связаны, но эта связь не равнозначна. Право выражает интересы общества, ко­торые составляют его содержание, но при одном непременном условии – их защите и гарантии со стороны государства. Пра­во есть защищенный государством интерес. Иеринг дает и не­сколько иную формулировку того, что образует содержание права: «Право есть совокупность жизненных условий общества в широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью».

Иеринг характеризует право как придаток власти, как по­литику, проводимую государственной властью. «Право без вла­сти, – подчеркивал он, – есть пустой звук, лишенный всякой реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нор­мы права, делает право тем, что оно есть». Следовательно, го­сударство не только порождает право, обеспечивает его суще­ствование, но и управляет им.

Сугубо «государственническое» понимание права отнюдь не означает, что Иеринг был сторонником правового произво­ла. Обеспечить защиту общих интересов, выполнить цели пра­ва и государства невозможно, подчеркивал он, игнорируя пра­во, закон. «Лишь при господстве права, – писал Иеринг, – про­цветают национальное благосостояние, торговля и промыс­лы, развертываются вполне присущие народу умственные и нравственные силы. Право есть разумно понятая политика вла­сти».

Учение Иеринга оказало влияние на формирование ряда правовых доктрин XX в., в том числе на мировоззрение таких известных российских юристов, как С.А. Муромцев и Н.М. Коркунов, которые внесли свой вклад в развитие социо­логической юриспруденции.

К учению Иеринга о праве и государстве близко примыка­ли взгляды известного в свое время австрийского социолога и государствоведа Ладвнга Гумпловича (1838-1929гг.). В рамках сво­его, как он сам называл, «реалистического» мировоззрения и с позиций социологии Гумплович рассмотрел широкий круг про­блем, связанных с происхождением, сущностью, организацией и ролью государства.

Главным фактором социальной жизни он считал борьбу между различными человеческими группами за существование. Определяя эту борьбу как вечный спутник человечества и глав­ный стимулятор общественного прогресса, Гумплович следующим образом сформулировал высший закон истории: «Силь­нейшие побеждают слабейших, сильные немедленно объединя­ются, чтобы в единении превзойти третьего, тоже сильного, и так далее».

Государство, по Гумпловичу, полностью находится в сфере действия данного закона, т.е. формируется в результате подчине­ния одной человеческой группы (слабейших, побежденных) дру­гой группе (сильнейших, победителей) в качестве средства при­нуждения, насилия. Он был убежден, что существование общества без государственного принуждения невозможно. Для него госу­дарство – это «естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок».

Естественно, что к интерпретации вопросов права Гумплович подходил с «государственнических» позиций. Право у него выступает «лишь воплощением предписаний государственной власти». Государству оно целиком обязано как своим рожде­нием, так и последующим существованием.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 668. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия