Юридический позитивизм
В теории права во второй половине XIX в. в странах Западной Европы преобладающей доктриной оставался юридический позитивизм, рассматривавший право только как позитивное право, установление государства, тексты законодательных актов. Понимание и истолкование права сторонниками этой доктрины можно передать формулой «закон есть закон». Иначе говоря, за пределами закона нет никакого другого права. Возникновение юридического позитивизма обычно связывают с творчеством английского правоведа Джона Остина (1790-1859гг.), который дал развернутое обоснование тезиса о том, что источником права является суверенная власть, государственная воля и категорически отрицал возможность (наличие) естественного права. По Остину, естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное. Оно, если принимать его всерьез за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка, анархию. Во второй половине XIX в. концепция Остина получила дальнейшее развитие в трудах немецкого юриста Карла Бергбома (1849-1927гг.), также выступившего против признания правом любого внепозитивного права и призывавшего «вырвать с корнем сорную траву естественного права», которое сводит право к субъективным представлениям о том, каким оно должно быть. Согласно концепции Бергбома, «право – объективно реально, и только то, что функционирует в качестве права, есть право». Он отвергает естественное право не только как реальность, но и как идею, утверждающую каждый раз новое содержание права. Сущность любого права состоит, по Бергбому, в том, что оно действует, поэтому «все проблемы права следует искать в самом праве и из него самого их решать». Вытеснение естественного права юридическим позитивизмом, рассматривающим его как вполне определенные, установленные государством правила должного поведения, имело первостепенное значение для правоприменительной деятельности и ею обусловливалось. Развитие товарно-денежных отношений и товарообмена, стабильность и предсказуемость функционирования гражданского общества на законодательной основе требовали отказа от разнообразных, не всегда четких, порой противоречивых естественно-правовых идей в их применении к конкретным договорным и иным правоотношениям. Поэтому сторонники юридического позитивизма отрицали правовой характер всего, что не установлено действующим законодательством и не вытекает из его содержания, стремились освободить юридическую мысль и юриспруденцию от идеологии, этики, философии, политики, вносящих в практику реализации права не юридические начала, относящиеся к области других наук. С точки зрения представителей юридического позитивизма основу юриспруденции должна составлять детальная разработка правовых форм товарообмена, правового регулирования частноправовых отношений, точное определение юридических фактов, ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Формально-догматический метод, тщательно разработанный и обоснованный юридическим позитивизмом, несомненно, обогатил правоприменительную практику. Однако в идейно-теоретическом отношении юридический позитивизм утратил ряд ценных идей, свойственных естественно-правовым концепциям предшествующей эпохи. Вместе с теорией естественного права юридический позитивизм фактически отверг проблему прав человека, а сам человек с его естественными качествами, интересами и притязаниями в праве и правопорядке признавался лишь «физическим лицом», наделенным «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы человека. Согласно представлениям идеологов юридического позитивизма не только личность не имеет прав по отношению к государству, но и законность (правомерность) действий самого государства зависит от него самого, поскольку государство и есть сила, творящая право. Отказавшись от «оценочных суждений», от философских подходов к праву, юридический позитивизм оставил вне поля зрения противоречия и конфликты гражданского общества, социальные процессы, обусловливающие его развитие. Поэтому юридический позитивизм не мог создать подлинную теорию права, оказался неспособным воспринять теорию прав человека и обосновать идею правового государства.
|