Студопедия — Общественно-политические воззрения П.Я. Чаадаева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общественно-политические воззрения П.Я. Чаадаева






 

Среди тех, кто первым вы­ступил против теории офи­циальной народности, про­тив политики изоляции России от Запада, был Петр Яковле­вич Чаадаев (1794-1856 гг.). Он принадлежал к наиболее просве­щенным людям своего времени, имел типично декабристскую биографию: университет, участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах, масонство, связь с Северным обще­ством. Однако в 1823 г. он уехал за границу и вернулся оттуда лишь в 1826 г. Всю оставшуюся жизнь он посвятил работе над впоследствии знаменитыми «Философическими письмами». За те идеи, которые Чаадаев высказал в первом из восьми назван­ных писем, он официально, по указанию Николая I, был объяв­лен сумасшедшим и ему было запрещено издавать свои сочи­нения.

Наиболее болезненной была реакция на оригинальные мыс­ли Чаадаева относительно прошлого России, её места в миро­вом историческом процессе, которые, на наш взгляд, не утра­тили своей актуальности и в наше время. Автор «Философи­ческих писем» с горечью пишет о пустоте русской истории, от­сутствии связи между её различными этапами, указывает на отсталость России, различая, однако, историю русского наро­да и историю царей, которые своим произволом нарушили ес­тественный ход исторических событий. Россия, считает он, не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и у нее нет традиций ни того, ни другого. «Внутреннего развития, естественного про­гресса у нас нет, – отмечает Чаадаев, – прежние идеи выметают­ся новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне. Мы воспринимаем идеи толь­ко в готовом виде... Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов... пробел в порядке разуме­ния... Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемир­ным воспитанием человеческого рода». Основной причиной отсталости России, её отрыва от истории, от достижений за­падных народов Чаадаев считает православие: «Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и ум­ственного просвещения у растленной, презираемой всеми на­родами Византии». И, наоборот, духовные и материальные достижения Европы, по Чаадаеву, стали возможными благода­ря католицизму, которому свойственны «животворный принцип единства», организующее начало и социальность. «Нача­ло католичества, – убеждает он А.И. Тургенева, – есть начало деятельное, начало социальное прежде всего». Византийская же православная церковь, наоборот, исповедует аскетизм, покор­ность, смирение, отрешение от мира. Чаадаева привлекала и способность римской церкви соперничать с государственной властью. В России же у духовной власти отсутствовало светско-правительственное господство и она «далеко не пользова­лась в нашем обществе всей полнотой своих естественных прав». Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов: «В самом начале у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, уни­зительное владычество завоевателей (дух которого нацио­нальная власть впоследствии унаследовала), владычество, сле­ды которого в нашем образе жизни не изгладились совсем и поныне».

Еще резче, чем национальную власть (т.е. самодержавие), Чаадаев порицает крепостничество, считая его главным злом русской жизни. «Сколько ужасов заключает в себе одно слово: раб! Вот заколдованный круг, в нем мы все гибнем, бессильные выйти из него. Вот проклятая действительность, о нее мы все разбиваемся. Вот что превращает у нас в ничто самые благо­родные усилия, самые великодушные порывы», – писал Чаада­ев во втором философическом письме. И он снова отмечает со­циальную пассивность православной церкви, которая «не воз­высила материнского голоса против этого отвратительного насилия одной части народа над другой».

Для преодоления отсталости России, полагал Чаадаев, не­обходимо не просто слепо и поверхностно усвоить западные формы, но, впитав в кровь и плоть социальную идею католи­цизма, в ускоренном ритме от начала пройти все ступени евро­пейской цивилизации.

Суждения Чаадаева раскололи общественное мнение. Чаадаевский нигилизм, неумеренное восхваление Запада, идеали­зация католицизма не были приняты не только защитниками николаевского режима, но и А.И. Герценом, А.С. Пушкиным, другими мыслителями, критически относившимися к основным порокам тогдашней русской жизни – самодержавию и крепостничеству.

Чаадаева обвинили в антипатриотизме. Признавая факт «преувеличения», он с достоинством отвечал своим критикам: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что че­ловек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы прежде всего обязаны родине истиной. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня лю­бить его... Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочи­таю огорчать ее, только бы её не обманывать».

Впоследствии Чаадаев высказал и иную, более оптимисти­ческую точку зрения относительно будущего России и её места в мировой цивилизации. Он сформулировал идею, ставшую программной для всех последующих философских и идейно-политических исканий русских мыслителей. Утверждению о том, что Россия обречена повторять путь, пройденный други­ми странами, Чаадаев противопоставил следующее суждение: «Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы де­лать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблужде­ния и суеверия... Более того, у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблемы социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество».

Идеи Чаадаева обострили споры о прошлом и будущем Рос­сии, происходившие в среде дворянской интеллигенции. Обсуж­дение исторических судеб страны породило в русской обще­ственно-политической мысли два идейных направления, стол­кнувшихся между собой в непримиримом конфликте. Это были учения западников и славянофилов.







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 699. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия